0
2345
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2014 00:01:00

Искусство голосоведения

Тэги: театральный фестиваль, моноспекталь, соло, ромео кастеллуччи


театральный фестиваль, моноспекталь, соло, ромео кастеллуччи На экранах показывают, что происходит в носоглотке актера. Фото предоставлено пресс-службой СТД

Традиционный в это время года театральный фестиваль Solo, проводимый обычно на площадке театрального центра «На Страстном», в этом году открылся спектаклем знаменитого итальянского авангардиста и театрального провокатора Ромео Кастеллуччи в уже известном пространстве «Коллектора» на Волгоградском проспекте. Подземный бункер спровоцировал режиссера на то, чтобы представить в Москве новую версию уже известного европейской и петербургской публике спектакля «Юлий Цезарь. Фрагменты».

С треском взрываются одна за другою лампочки, наступает кромешная тьма. Так, вполне в духе шекспировских финалов («Играет траурный марш. Трупы уносят») заканчивается часовой спектакль Кастеллуччи.

Строго говоря, это не совсем моноспектакль, поскольку состоит он из двух монологов, исполняемых двумя разными актерами. Кроме того, в начале публика видит двух статистов-слушателей, а между монологами на сцену (хотя можно ли назвать подземное пространство «Коллектора» сценой, еще вопрос) выводят живого коня. Тем не менее и в первом случае, и во втором на сцене ИГРАЕТ один актер, в этом отношении никаких нарушений условий сольного «пения» тут нет. «Пения»? Ну-ну...

Дело в том, что Кастеллуччи, верный себе, мимо «Юлия Цезаря» без шуток пройти не смог. Первые реплики – диалоги на римской улице – исполняет актер, который до того, как начать «Прочь, по домам, лентяи, по домам!» (текст в переводе Исая Мандельштама), вводит себе в горло эндоскоп, и параллельно звучанию голоса актера публика видит выведенную на стену проекцию происходящего в его глотке. В аннотации это названо «процесс порождения звуков «наоборот»… сам вид которого напоминает о связи между происхождением слов и человеческой сексуальностью». Все так, ни прибавить, ни убавить. Зрелище это большой художественной и физиологической силы. Как и положено, настоящий авангард – это всегда искусство на грани жизни и смерти, искусство с риском для жизни художника. На белом одеянии актера, как это бывает скорее не у больных, а у врачей, впрочем, можно это сравнить и с любыми – в офисах или на международных форумах – бейджами: «...ВСКИЙ». То ли Станиславский, то ли Гротовский – тот и другой в искусстве пытались добраться до самой сути, вывернув нутро наизнанку, что, собственно, и делает Кастеллуччи. Со всею возможной наглядностью.

Кажется, чем еще можно поразить? Кастеллуччи – находит чем. Монолог Антония он доверяет актеру, которому вырезали связки, и он не говорит – вместо слов из его гортани выплескивается подобие птичьего клекота, он свистит и сипит, и в этом наборе едва различимых звуков непросто бывает угадать отдельные слова. Но, прислушавшись, привыкаешь – и разбираешь текст. Сперва, конечно, ловишь имена: Брут, Цезарь, Кассий... «Я говорю, не чтобы спорить с Брутом; я только то, что знаю, говорю...» – один из величайших монологов, написанных Шекспиром. Урок всем полит- и пиартехнологам. До того как начинается этот монолог с поднятым вверх указательным пальцем актера, тело Цезаря с головой укрывают красной тогой и с медленной торжественностью проносят между зрителями. Трепыхание воздуха, трепет нервного дыхания, почти исключительно – артикуляция, по которой угадываются слова. Все это сопровождается этакою гимнастикой магических жестов, точно устный рассказ актер спешит предвосхитить языком легко расшифровываемых манипуляций.  «...И не оратор я такой, как Брут, – ох, верно! – а человек прямой и верный друг. Они мне потому и разрешили речь, что нет ни веса в моих словах, ни страстности, ни силы...»  Кастеллуччи, доверяя речь Антония фактически немому актеру, все эти слова ставит с ног на голову: голоса нет, и не оратор он (а если и оратор – так вроде того, что выходит на сцену в финале пьесы Ионеско «Стулья»), а страстность и сила – есть, подумать только. 

Такие вот уроки голосоведения и звукоизвлечения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
452
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
498
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
296
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
199

Другие новости