0
3486
Газета Экономика Печатная версия

16.05.2023 20:51:00

Общепит и оборонка – новые локомотивы экономического роста

Выпуск армейской продукции чиновники обещают увеличить в разы

Тэги: экономические локомотивы, общепит, армейская продукция, гособоронзаказ

On-Line версия

экономические локомотивы, общепит, армейская продукция, гособоронзаказ Оборот заведений общественного питания растет. Фото агентства «Москва»

Ученые из Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) пришли к выводу, что в настоящий момент в российской экономике сменились лидеры – отрасли, которые обеспечивают наибольший рост. В 2023 году такими экономическими локомотивами становятся оптовая торговля, обрабатывающие производства и общепит. Что касается обрабатывающих производств, то здесь улучшение связано в первую очередь с выполнением гособоронзаказа, подчеркивают эксперты. Глава Минпромторга во вторник сообщил, что производство армейской продукции по итогам года увеличится в четыре раза.

Экономисты ВШЭ в докладе «Индексы интенсивности выпуска товаров по базовым видам экономической деятельности» отмечают, что в целом по итогам марта 2023 года интенсивность выпуска товаров и услуг, под которой понимается динамика среднесуточного производства, очищенного от влияния календарного и сезонного факторов, увеличилась на 0,7% в месячном выражении, а к марту 2018-го – на 7,6%. Для сравнения: февраль 2023-го к февралю 2018-го – рост на 6,8%, в январе – на 6,2%.

Подчеркивается, что в марте 2023 года рост происходил главным образом за счет увеличения интенсивности выпуска в оптовой торговле, обрабатывающих производствах, розничной торговле. Тогда как снижение происходило в основном за счет перевозки грузов транспортом. В частности, в марте относительно предыдущего месяца интенсивность оборота розничной торговли увеличилась на 2,1%. Интенсивность продаж пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий увеличилась на 1,4%, а непродовольственных – на 2,7%. На 1,8% увеличился оборот общественного питания. В этой связи потребительские расходы населения увеличились на 1,4%, делают вывод эксперты.

За счет погрузки зерна и продуктов перемола по итогам марта индекс интенсивности погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте увеличился на 0,3% в месячном выражении, продолжают эксперты Центра развития. Если говорить в целом о динамике текущего года, то с начала 2023 года интенсивность выпуска увеличилась почти на 2%. В ВШЭ подчеркивают, что рост выпуска наблюдался в оптовой торговле, обрабатывающих производствах, розничной торговле, сельском хозяйстве, перевозках грузовым транспортом. Так, интенсивность перевозок грузов транспортом увеличилась на 0,3%.

При этом интенсивность оборота розничной торговли за этот период выросла на 4,3% за счет увеличения продаж продуктов, напитков и табачных изделий на 2%. Интенсивность продаж непродовольственных товаров за этот период выросла на 6,5%. Оборот общественного питания увеличился на 3,8%, а объем предоставления платных услуг населению – на 1,3%, продолжают ученые. В результате потребительские расходы населения с начала года выросли на 3,6%, резюмируют они.

Отмечается, что сегодняшние лидеры начали улучшать динамику еще с прошлого года. «В обороте оптовой торговли глубокий спад произошел в апреле 2022 года, после чего темпы сокращения существенно уменьшились, а с ноября 2022 года по март 2023 года наблюдается тенденция интенсивного восстановления», – рассказывают экономисты. В свою очередь, объем платных услуг населению в постоянных ценах с поправкой на сезонный фактор с мая 2022 года демонстрирует уверенный рост. Похожая картина наблюдается и в общественном питании, добавляют в ВШЭ.

В марте оборот заведений общественного питания в России вырос почти на 15% в годовом выражении и составил 221 млрд руб., по итогам квартала рост составил 10,7%, до 634,8 млрд руб., следовало из данных Росстата. Объем платных услуг населению в марте вырос на 4,2%, а по итогам первого квартала – на 3,9%.

Основные причины этого – оживление кредитования населения и рост зарплат. «Задолженность по кредитам на потребительские цели в постоянных ценах с поправкой на сезонность после снижения весной 2022 года стабилизировалась примерно на одном уровне. За период с декабря 2022 года по февраль 2023 года в сопоставимых ценах задолженность населения по кредитам на потребительские цели увеличилась на 0,2%, а задолженность по кредитам на покупку жилья выросла – на 1,8%», – сообщают в ВШЭ.

Оплата труда наемных работников в постоянных ценах увеличилась на 2,5% в первом квартале 2023 года в годовом выражении.

Ученые при этом говорят о смене экономических лидеров. Годом ранее локомотивами роста была в первую очередь стройка. «Показатель объема работ по виду деятельности «Строительство» с февраля по декабрь 2022 года увеличился с поправкой на сезонность на 10,5%, в результате чего был существенно превышен допандемийный уровень (апрель 2020 года)», – следует из их обзора. Стройка тогда толкала в рост и смежные отрасли. Объемы погрузки на железнодорожном транспорте строительных грузов и цемента за тот же период увеличились на 13,3%, а объемы договоров строительного подряда в постоянных ценах с поправкой на сезонный фактор на 7%.

Результаты конъюнктурных опросов руководителей 5 тыс. организаций, оказывающих различные виды платных услуг также свидетельствуют об улучшении делового климата сферы услуг. Эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, анализируя данные Росстата и ожидания бизнеса, делают вывод о том, что экономика страны постепенно входит в зону роста. «Восстанавливаются доходы населения. В апреле ожидается существенный рост реальных зарплат. Небольшими темпами, но увеличивается потребительское кредитование», – перечисляют они, полагая, что в конце лета можно будет ожидать перехода населения из сберегательной модели поведения в потребительскую.

«Учитывая наблюдаемые и прогнозируемые позитивные тенденции в экономике, особенно по росту доходов и зарплат населения, в том числе социальных выплат для низкодоходного населения, можно предположить, что в следующем квартале мы будем наблюдать продолжение роста предпринимательской уверенности в сфере услуг», – добавляют исследователи.

Что касается интенсивности выпуска товаров в обрабатывающем секторе, то здесь рост в первую очередь обеспечивает выпуск продукции оборонного назначения. Как сообщил во вторник вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров, объем выпуска и поставок средств поражения в России увеличился в 2023 году больше чем в семь раз. За первый квартал произведено столько же танков, сколько за весь 2022 год. По его словам, России удалось выйти на уровень, «который обеспечивает ритмичные поставки» танков. В целом выпуск армейской продукции в текущем году может вырасти в четыре раза по сравнению с 2021–2022 годами, добавил вице-премьер.

В свою очередь, доля предприятий легкой промышленности в реестре оборонно-промышленного комплекса с октября 2022 года увеличилась в десять раз, задействовано около 500 предприятий. Мантуров отметил, что экипировку и прочие товары гражданского назначения поставляют не только предприятия из этого реестра, но и другие фабрики, которые работают по заказам региональных властей за счет местных бюджетов.

В обрабатывающей промышленности в первом квартале 2023 года заметен опережающий рост промышленного выпуска в отраслях, часто ассоциируемых с военной продукцией, подтверждает руководитель отдела «Финам» Ольга Беленькая. «Производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) – рост на 23,5% год к году (г/г), выпуск компьютеров и периферии, оптических и электронных изделий – на 16,7%, производство прочих транспортных средств (включая авиационную технику, судостроение) – на 15,7%», – перечисляет она.

Эксперт обращает внимание и на постепенное восстановление потребительского спроса. «Восстановление потребительского спроса происходит за счет нескольких факторов. Во-первых, на фоне низкой безработицы, дефицита рабочей силы и замедления инфляции зарплаты перешли к росту в реальном выражении (хотя по итогам первого квартала рост реальных располагаемых доходов населения стагнировал на уровне 0,1%). Во-вторых, население начало тратить сбережения, накопленные в прошлом году по причине высокой неопределенности и исчезновения привычного ассортимента. В-третьих, в марте оживился спрос на потребительское кредитование», – говорит Беленькая.

«Недостаточные темпы роста доходов население и бизнес компенсируют за счет увеличения кредитования. Но долго упомянутые сектора драйверами экономического роста выступать не могут», – обращает внимание эксперт «ИВА Партнерс» Артем Шахурин. Профессор МГУ Наталья Зубаревич обращает внимание на другие возможные причины роста, в частности, сегмента общественного питания. «Рост общепита в Южном федеральном округе на 60%, притом что по стране на 11%. Рост общепита в Крыму – в 2,5 раза, в Севастополе – почти в 2,5 раза, в Ростовской области – на 75%. Ответ прост – хороший аппетит у мужчин крепкого телосложения», – говорит она.

Член генерального совета «Деловой России», гендиректор группы First Алексей Порошин полагает, что экономика переходит на инвестиционные рельсы. «Активно идет процесс импортозамещения, смена логистических маршрутов и смещение акцентов в товарообороте на дружественные страны, что приводит к открытию новых международных транспортных коридоров. Активно восстанавливается оптовая торговля, и с учетом приобретения новых партнеров будет расти весь текущий год. Сфера услуг растет благодаря тому, что население, у которого были сбережения, начинает их активно тратить, стимулируя развитие туризма и рост розничной торговли», - перечисляет он. «Больше года прошло с того момента, когда многие иностранные компании ушли с российского рынка. Это дало толчок в развитии местной экономике при импортозамещении», - соглашается руководитель агентства Equilibrium Анна Попонина.

После введения санкций и в целом начала активной фазы экономической конфронтации один из основных ударов пришелся по розничной торговле, обращает внимание эксперт «Полилог» Александр Хазариди. «Продавцы, которые закупали товары за рубежом, столкнулись с проблемами оплаты из-за скачка курса валют и экстренной сменой логистических цепочек. Покупатели же, как это всегда происходит в сложные периоды, резко сократили расходы. Поэтому 2022 год оказался как для оптовой, так и для розничной торговли сложным. Весной 2023 года ситуация стала нормализовываться: покупатели снова вернулись к более-менее стабильному потреблению», - говорит он.



Читайте также


История 18+ про колымскую Полину

История 18+ про колымскую Полину

Алексей Соколов

Что со мной сделала женщина-цунами, звезда местного общепита

0
6797
Общепит растет из-за перемен в моделях поведения россиян

Общепит растет из-за перемен в моделях поведения россиян

Анатолий Комраков

Итальянская кухня оказалась заложницей предпочтений жителей РФ

0
5718

Другие новости