0
92
Газета Экономика Печатная версия

22.01.2026 20:47:00

Россия вплотную подошла к стагфляции

Экономисты подсчитали потери от жесткой денежно-кредитной политики

Тэги: цб, жесткая дкп, экономические потери, инфляцуция, стагфляция


цб, жесткая дкп, экономические потери, инфляцуция, стагфляция В ведомстве Эльвиры Набиуллиной заявили об успешной борьбе с инфляцией в 2025 году. Фото РИА Новости

В России обнародовали оценки экономических потерь из-за жесткой денежно-кредитной политики: 0,3–0,5 процентного пункта (п.п.) прироста ВВП в год, подсчитал Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По его данным, страна вышла «на рубеж стагфляции» – торможение экономики сопровождается все еще высокой инфляцией. Центробанк (ЦБ), наоборот, говорит об успехах: прошлогодняя инфляция – самая низкая за период с 2020-го. Но теперь идет новый ценовой всплеск: среднесуточный рост цен в январе оказался в девять раз выше среднего показателя за декабрь 2025-го.

С начала этого года и по состоянию на 19 января рост цен в стране составил 1,72%. За тот же период 2025-го он был в два раза меньше – 0,88%.

Есть и другие сравнения. Как сообщил Центр стратегических разработок, в январе 2026-го среднесуточный рост цен оказался в девять раз выше среднего показателя за декабрь 2025-го. Инфляционный всплеск мощный.

Ранее «НГ» уже писала, что в начале этого года к сезонному удорожанию овощей и фруктов, росту цен на туристические услуги и к повышению тарифов коммунальных и транспортных монополистов прибавился фактор налога на добавленную стоимость (НДС), правда, повышение его ставки не должно было затронуть именно социально значимые товары (см. номер от 15.01.26).

Центр макроэкономических исследований Сбербанка оценил сейчас вклад в инфляцию от повышения НДС на уровне 0,6–1 п.п. Другими словами, без налоговых ужесточений за период с начала этого года по 19 января цены должны были бы вырасти не на 1,72%, а гипотетически на 0,7–1,1%.

Текущий инфляционный эффект от НДС пока оказался выше полного аналогичного эффекта от предыдущего увеличения ставки НДС в 2019 году – тогда он составлял 0,55–0,7 п.п., напоминают эксперты Сбера. По их мнению, в последующие месяцы вклад НДС в рост цен может несколько снизиться из-за ослабления спроса.

Центробанк, в свою очередь, сообщил об успешной борьбе с инфляцией по крайней мере в прошлом году: «Инфляция за 2025 год стала самой низкой с 2020-го. Годовая инфляция в 2025-м составила 5,6% по сравнению с 9,5% годом ранее».

При этом ЦБ предупредил, что он будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели – к таргету 4%. По его прогнозу, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4–5% в 2026-м. «В 2027 году и далее Банк России будет удерживать годовую инфляцию на цели около 4%», – сообщил о своих ожиданиях регулятор.

Часть экспертного сообщества, однако, пока не увидела убедительных успехов. «Ситуация в российской экономике заметно ухудшилась. Из-за резкого торможения экономического роста на фоне все еще довольно высокой инфляции экономика вышла практически на рубеж стагфляции – впервые с начала 2023-го», – о такой ситуации по состоянию на конец 2025 года сообщил в новой презентации руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов.

Это презентация доклада «Мировое экономическое положение и перспективы 2026», с которой он выступил на мероприятии, организованном Информационным центром ООН в Москве и Вольным экономическим обществом. Сам доклад подготовлен департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН. Но ЦМАКП сопроводил его также собственными выводами о положении российской экономики.

«Рубеж стагфляции», впрочем, пока еще не стагфляция в прямом смысле слова, ведь она предполагает сочетание экономического застоя с ускорением роста цен и с увеличением безработицы.

Особое внимание Белоусов уделил динамике инвестиций в основной капитал: в первом квартале прошлого года они выросли на 2,9% к уровню предшествующего квартала; во втором квартале они уже сократились на 3,7% к предыдущему кварталу; в третьем падение составило 1,7% в поквартальном сопоставлении (сезонность устранена). «Кризис в данной сфере перешел в открытую форму», – сделал вывод экономист.

    

10-4-1-650.jpg
Динамика инфляции и экономического роста в РФ,
квартал к соответствующему кварталу предшествующего
года (темпы прироста в %).  Источник: ЦМАКП
«В чем проблема среднесрочного периода: мы попадаем то ли в негативную диаду, то ли в целую негативную триаду», – сказал на мероприятии ООН Белоусов, указав, с одной стороны, на ужесточение бюджетной политики, с другой – на сохранение угнетающей денежно-кредитной политики со всеми вытекающими последствиями.

В частности, как сообщается в его презентации, в 2026–2028 годах «предполагается отрицательный бюджетный импульс в результате сдерживания расходов и роста налогов».

Помимо этого Белоусов привел в презентации новые оценки экономических потерь России из-за «сверхжесткой монетарной политики и подавления инфляции любой ценой»: они составили примерно 0,3–0,5 п.п. прироста ВВП в год.

По прошлым оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, повышение ключевой ставки Центробанка на 1 п.п. приводит к сокращению в стране инфляции на 0,1 п.п., а также к снижению темпов прироста ВВП на 0,1 п.п., инвестиций – тоже на 0,1 п.п., потребительского спроса – на 0,2 п.п.

Такие выводы делались после продолжительного цикла повышения ключевой ставки в течение 2023–2024 годов в статье под названием «Природа инфляции в современной российской экономике и ее влияние на экономический рост».

Напомним, за период с июля 2023 по октябрь 2024 года ключевая ставка в стране была повышена с 7,5 до 21%. На уровне 21% она продержалась до июня 2025-го, после чего ЦБ приступил к ее снижению. Сейчас ключевая ставка равна 16%.

Таким образом, за прошедшие примерно два с половиной года ключевая ставка – с учетом сначала ее повышения, а затем снижения – прошла путь с 7,5 до 16%, прибавив 8,5 п.п. Если опираться на оценки ИНП РАН, это означает 0,85 п.п. потерь прироста ВВП за два с половиной года. Тем самым в год потери составили 0,3 п.п. прироста ВВП.

Но если исключить начавшийся летом 2025-го этап снижения ставки ЦБ, а проанализировать только период ее увеличения, тогда примерно за два года она была повышена с 7,5 до 21%, или на 13,5 п.п. Это означает потери 1,35 п.п. прироста ВВП за два года. В год около 0,7 п.п. потерь прироста ВВП.

Так что приблизительные расчеты подтверждают оценки ущерба для российского ВВП, обнародованные в новых материалах ЦМАКП. 


Читайте также


ЦБ обещает быстро восстановить снабжение банков наличными

ЦБ обещает быстро восстановить снабжение банков наличными

Михаил Сергеев

Запланировано сокращение региональных кассовых центров в стране на 26%

0
2186
Ближайшая перспектива – рост ВВП России лишь на 0,9% в год

Ближайшая перспектива – рост ВВП России лишь на 0,9% в год

Анастасия Башкатова

Всемирный банк оценил последствия ужесточения денежно-кредитной политики

0
3872
Константин Ремчуков. «Доктрина Донро» и «Автобус Данелии»

Константин Ремчуков. «Доктрина Донро» и «Автобус Данелии»

Константин Ремчуков

Реакция на декларацию США о гегемонии в Западном полушарии в большинстве мировых столиц оказалась постыдно трусливой

0
8922
Квадратные метры победили чиновников Центробанка

Квадратные метры победили чиновников Центробанка

Михаил Сергеев

Разрыв между ценами на первичном и вторичном рынках жилья увеличивается

0
7093