Продукты питания в России дорожают неоднородно.
Фото Алексея Мальгавко/PhotoXPress.ru
По итогам 2025 года в большинстве российских регионов инфляция оказалась самой низкой за последние 5 лет. Цены снизились в 82 из 85 регионов. В целом по РФ инфляция за 2025 год составила 5,6% после 9,5% годом ранее, сообщают в Центробанке (ЦБ). 2026 год начался с ускорения цен. По итогам января инфляция может составить 2,5%, что соответствует 7% в годовом выражении, обращают внимание экономисты. В ЦБ же предлагают делать окончательные выводы о динамике цен только по итогам месяца.
При этом в декабре рост цен замедлился по сравнению с показателями ноября в 46 регионах. В 5 регионах цены в среднем даже снизились, обращают внимание в ведомстве Эльвиры Набиуллиной. Подчеркивается, что в большинстве регионов цены на овощи и фрукты росли слабее, чем в ноябре. А в 67 регионах продолжал дешеветь сахар. «Непродовольственные товары в основном дорожали умеренно. Снова подешевело топливо. Цены на услуги повысились, но значительно меньше, чем в ноябре. Заметнее всего в декабре подешевели зарубежные туры», – указывают в регуляторе.
По итогам декабря годовая инфляция замедлилась в большинстве субъектов РФ, подчеркивают в ЦБ.
Как отмечают в ЦБ, важнейший драйвер роста цен в декабре – перенос возросших издержек в цены производителями и поставщиками товаров и услуг. А также индексация стоимости проезда в общественном транспорте из-за роста затрат перевозчиков. В регуляторе подчеркивают, что для дальнейшего устойчивого замедления инфляции до 4% ЦБ будет поддерживать необходимую жесткость денежно-кредитных условий.
Однако после масштабного замедления инфляции в конце года с начала 2026-го, наоборот, произошел скачок цен. Напомним, за новогодние каникулы инфляция в России проделала почти треть пути до таргета Центробанка (ЦБ). По состоянию на 12 января инфляция в России «на фоне повышения базовой ставки НДС» составила 1,26%. Причем продовольственные товары подорожали с начала месяца на 1,4%, а рост цен на отдельно взятую плодоовощную продукцию достиг почти 8%. В сегменте непродовольственных товаров цены выросли с начала месяца на 0,74%, при этом автомобильный бензин прибавил в цене 1,2%. Кроме того, подорожали услуги (туристические, регулируемые и бытовые) – на 1,8% за указанный период.
С 13 по 19 января 2026 года рост цен составил 0,45%. Таким образом, годовой показатель достиг 6,46% с 6,26% на 12 января.
Совокупно за три неполных недели (с 1 по 19 января) прирост потребительских цен составил 1,72%, следует из подсчетов экспертов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Согласно их выводам, при текущей динамике роста цен по итогам января инфляция может составить уже 2,5%, что будет соответствовать годовой инфляции в 6,9–7%.
Одно из объяснений разгона цен, на которое обычно ссылаются финансовые власти, – это повышенный потребительский спрос при ограниченном предложении продукции. Однако, как следует из обзора «СберИндекс», посвященного праздничным расходам, «россияне в дни новогодних каникул потратили на 9,8% больше, чем в прошлом году, но этот рост полностью объясняется ростом цен на товары и услуги». «Новогодние траты дают сигнал о паузе в импульсе потребительских расходов», – сообщали аналитики Сбера. Также они отметили, что в последнюю неделю прошлого года номинальный рост совокупных расходов составил 8,3%, и он тоже был «связан с ростом цен, а не с количеством покупок» (см. «НГ» от 15.01.26).
В самом Центробанке предлагают выводы о динамике цен в начале года делать только после выхода полных данных за январь. «Что касается январской инфляции, ЦБ отмечал в конце прошлого года, что ряд разовых факторов (НДС, индексация тарифов, рост акцизов) приведет к временному ускорению роста цен в начале года. Соответственно при принятии решений по ставке совет директоров учитывал эти факторы. Но важно дождаться полных месячных данных для формирования выводов о динамике цен в начале года», – сообщал зампред ЦБ РФ Алексей Заботкин в субботу. По его словам, пока нет оснований считать, что российская экономика в последние месяцы приблизилась к проинфляционному сценарию.
«Ключевая ставка снижена с 21% до 16%, и наш прогноз предполагает ее дальнейшее снижение в течение 2026 года. Но инфляция пока выше цели, не говоря уже об инфляционных ожиданиях, которые пока вообще сильно не снизились. Поэтому говорить о том, что уже пора возвращаться к нейтральной ДКП, преждевременно», – подчеркнул Заботкин.
По мнению же экономистов ЦМАКП, в расчет инфляции за первые 12 дней этого года, вероятно, попала и часть инфляции за период с 23 по 31 декабря прошлого года. «Итоговый индекс Росстата за декабрь в целом – 0,32% (обеспечивший выход ИПЦ по итогам года на 5,59%) удивительно точно совпал с индексом за период с 1 по 22 декабря (0,31%)», – обращает внимание руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Разумеется, лобовое сравнение месячной и недельной инфляции некорректно из-за существенно более широкой выборки обследуемых товаров и услуг, уточняет он.
Экономисты видят несколько причин для такого ускорения. Во-первых, Росстат с начала года в расчет базовой инфляции включил такие неустойчивые и имеющие сильнейшую сезонную составляющую компоненты, как «поездка на отдых в ОАЭ» и «поездка на Черноморское побережье России». «Сейчас, несмотря на завершение зимнего каникулярного периода, их стоимость очень интенсивно растет (+9,71% и + 15,37% с начала года соответственно).
Продолжается и сезонный скачок цен на плодоовощную продукцию: рост на 11% с начала года. Напомним, по данным Росстата, за период с 1 по 12 января цены на помидоры выросли на 13,6%, на огурцы – на 21,3%. Уже на 19 января рост цен с начала года составил 17,26% и 28,5% соответственно.
Ускоренный рост цен на продукты подтверждается и региональными данными. К примеру, только за период с 12 по 19 января в Мурманской области морковь подорожала почти на 12%, в Псковской – на 5%. За тот же период огурцы подорожали на 8%, а вареная колбаса – на 5,5%.
В ЦМАКП же считают, что ускорение цен на овощи и фрукты продолжится. «Сейчас, к сожалению, стоит обсуждать не «почему так много», а «почему так мало»: по итогам прошлого года удорожание плодоовощной продукции в четвертом квартале не компенсировало ее удешевления в мае–сентябре, и в целом по итогам года цены по группе снизились на 8,8%. Так что здесь ускоренного роста цен придется ждать вплоть до конца весны», – предупреждает Дмитрий Белоусов.
Кроме того, сильнейшим ускоряющим инфляцию фактором стало и повышение ряда регулируемых тарифов с начала года. Так, в целом по группе рост цен составил 1,8%. «В том числе на проезд в метро на 11% (сразу в начале года), в трамвае: +5,4%, в городском автобусе: +4%, в троллейбусе: +3,9%, проживание в государственном жилищном фонде: +2,8%», – перечисляют в ЦМАКП.
Для части товаров скачок роста цен был связан с «повышением НДС и переносом повышения в цены». «В итоге этот перенос (альтернатива ему – стабильность цен и ухудшение финансового положения компаний-производителей и/или торговли) произошел далеко не в полной мере: на фоне рекордов по инфляции показатель удорожания продовольственных товаров без компонент, исключаемых из базовой инфляции, составил с начала года 0,58%», – отмечают экономисты.

