Коллаж НГ-Online
Госдума приняла в первом чтении поправки в две статьи федерального закона «О связи». Если законопроект пройдет все стадии утверждения, операторы будут обязаны «приостановить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от Федеральной службы безопасности в случаях, установленных нормативными правовыми актами президента РФ и правительства РФ, в целях защиты граждан и государства от возникающих угроз безопасности». При этом операторы ничего не обязаны компенсировать пользователям их услуг в таких случаях. Судя по всему, касается это не только мобильного, но и стационарного интернета.
Кажется, это и есть тот самый «рубильник», о котором пользователи интернета с тревогой говорят уже несколько лет. Тотальное отключение Сети становится обычной практикой в некоторых государствах – в частности, это можно было наблюдать в Иране на волне недавних протестов. В России доступ к мобильному интернету ограничивали до сих пор локально и на какое-то время (иногда, впрочем, жители отдельных городов жаловались на это неделями). «Белые списки» доступных сайтов стали элементом повседневности.
В соответствии с законом, ФСБ может задействовать «рубильник» в любой момент, операторам связи будет нечего возразить, они просто исполнят распоряжение. Текст законопроекта, впрочем, ограничивает отключения случаями, которые должны прописать президент и правительство. Однако практика показывает, что определение таких случаев обычно достаточно обтекаемо – настолько, чтобы уполномоченные специальные службы и любые правоохранители могли интерпретировать его в свою пользу. Другими словами, сама ФСБ определит, существует ли угроза безопасности граждан или государства, и сложно представить себе, кто и в каком случае это сможет эффективно оспорить. Само указание на «граждан и государство» уже дает нужный простор для интерпретации.
В 2025 году многие граждане привыкли к тому, что они могут остаться без интернета в любой момент. Нередко это связывают с угрозой атаки беспилотников, объяснять здесь ничего не приходится. Власти актуализируют иерархию ценностей, в которой безопасность стоит очень высоко, а доступная связь и скоростной интернет – важные блага, но именно блага, а не нечто совершенно обязательное, жизненно необходимое. Апологеты отключений всегда могут сказать, что «раньше все жили без интернета – и ничего!». Действительно, жили, как жили когда-то и без мобильных телефонов, а еще когда-то без телефонов вообще. За это время сформировалось современное городское общество, и один из неотъемлемых показателей, одна из характеристик развития – это как раз превращение того, что некогда было роскошью, в норму. Невозможно представить функционирование современной экономики и жизнь города, даже небольшого, без работающего интернета.
Едва ли кто-то будет подвергать сомнению, что безопасность – базовая ценность, никакое государство не станет это игнорировать. Однако постоянный, буквально по щелчку, откат к архаичной ценностной иерархии противоречит развитию общества. Развиваясь, социум повышает планку качества жизни, отвыкает от старых норм – и это совершенно естественно, по-другому и быть не может.
Когда речь заходит о тотальном «рубильнике», уже как нечто неизбежное воспринимаются новости о замедлении или блокировке конкретных сайтов или соцсетей. Один депутат может сказать, что Telegram не отключат, потому что там много блогов, в том числе и прогосударственных, а другой – что Telegram заблокируют к сентябрю. При информационном равенстве этих двух высказываний граждане, обогащенные опытом 2025 года, скорее поверят в негативный сценарий.

