0
4191
Газета Образование Интернет-версия

15.12.2015 00:01:00

Зачем физику история

Тэги: историческое образование, история, негуманитарные вузы


историческое образование, история, негуманитарные вузы Несмотря на все технологические новшества, школьная подготовка по предмету «история», по мнению ректоров, еще крайне слаба. Фото с сайта www.mos.ru

Историческое образование в условиях обновления социального заказа и нормативной базы обсудили на заседании Учебно-методического объединения (УМО) в рамках Всероссийского совещания деканов и заведующих кафедрами исторических факультетов университетов России. Как отметили на заседании, преподавание истории в негуманитарных вузах оставляет желать лучшего.

Причина кроется не столько в отношении здесь к самому предмету «история». (Как заметил ректор Российского государственного гуманитарного университета, академик Ефим Пивовар, на преподавание предмета в непрофильных вузах отводится очень мало времени - всего полгода). Причина – еще и в крайне слабой школьной подготовке студентов. В результате чего все сводится к повторению уже пройденного в школе. Тут можно напомнить, что еще в 2003 году на одном из совещаний по проблемам изучения и преподавания истории в высшей школе академик Александр Чубарьян отмечал, что «в негуманитарных вузах страны преподавание истории сводится к откровенной профанации». Видимо, и по прошествии времени проблема с преподаванием истории в непрофильных вузах так и остается нерешенной.

Впрочем, как обещают представители Министерства образования и науки РФ, сейчас все пойдет совсем по-другому. После утверждения нового типового Положения об учебно-методических объединениях цели и задачи их несколько изменились. Предполагается, что отныне научно-образовательное сообщество будет само разрабатывать подходы к обучению и определять, чему учить студентов. А за УМО останутся переподготовка учителей и дискуссии с коллегами из других областей наук. Еще УМО пишет примерные образовательные программы, формирует образовательные стандарты, увязывая их с профессиональными стандартами.

По планам, которые обрисовал директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев, это выглядит следующим образом. На сегодняшний день перестроена система высшего образования: научных специальностей теперь около 700, они разделены на 9 направлений и 57 укрупненных групп. Направлениями будут распоряжаться координационные советы, а группами – уже новые УМО.

Новая степень свободы УМО – вещь, несомненно, приятная. Но, как заметил ректор РГГУ Ефим Пивовар, такая свобода теперь появилась не только у историков, но и «у тех, кто может историков не услышать». Как они распорядятся этой свободой, еще вопрос. Хотелось бы, чтобы у других специалистов были тоже хорошие знания истории, но теперь это зависит от разных обстоятельств. Например, как быть с тем, что вопреки бравурным заявлениям министерства идет сокращение сегмента исторического образования в высшей школе.

 Как отметил специалист в области применения математических методов в исторических исследованиях, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Леонид Бородкин, количество бюджетных мест в вузах за прошедшие десять лет уменьшилось более чем вдвое. И еще сокращается количество часов по истории. Это ведет к массовому слиянию кафедр. Что чревато утратой региональных научных школ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
670
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
371
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
383
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
348