0
6733
Газета Идеи и люди Интернет-версия

05.10.2000 00:00:00

Как предотвратить столкновения подводных лодок

Валерий Алексин

Об авторе: Валерий Иванович Алексин - контр-адмирал запаса, в 1986- 1998 г. главный штурман ВМФ СССР и РФ, кандидат военных наук, профессор Академии Военных наук.

Тэги: подлодка


подлодка Такие следы остались на ракетной палубе советского стратегического ракетоносца после того, как по ней "прошлась" американская атомная подводная лодка.
Фото из архива "НГ"

СЕЙЧАС у большинства экспертов сомнений нет: первопричиной катастрофы "Курска", повлекшей взрыв торпедного боезапаса, явилось столкновение с иностранной подводной лодкой (американской или английской) из тех трех АПЛ НАТО, которые вели разведку тактического учения СФ.

В "НГ" (# 172, 2000 г.) мы указывали на отсутствие международных правил, устанавливающих порядок действий командиров подводных лодок разных стран по обеспечению безопасности их плавания и маневрирования в подводном положении в водах открытого моря (на всей акватории Мирового океана за пределами территориальных вод государств). Существующее с 1972 г. Соглашение между правительствами СССР (РФ) и США о предотвращении инцидентов между кораблями и самолетами ВМФ РФ и ВМС США в открытом море и воздушном пространстве над ним не затрагивает вопросов обеспечения безопасности подводного плавания подводных лодок.

Ввиду особой опасности столкновений подводных лодок разных стран в подводном положении российской стороной еще в мае 1992 г. был разработан проект "Соглашения между правительством РФ и правительством США о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод". По различным причинам в ходе штабных переговоров между ВМФ РФ и ВМС США до 1995 г. американцы уклонялись от подписания документа.

Схема зон безопасности и доверия на Атлантическом и Тихом океанах, прилагаемая к Соглашению между правительствами России и США о предотвращении инцидентов подводных лодок в подводном положении.
Инфографика "НГ"

Но в Соглашении нуждается не только ВМФ. Атомные подводные лодки и их экипажи - это национальное достояние. Вот почему для положительного решения этой международно-правовой проблемы необходимо обращение Верховного главнокомандующего - президента РФ Владимира Путина к президенту США и премьер-министру Великобритании, руководителей обеих палат ФС РФ, МИД, Минобороны, ВМФ РФ к их коллегам в этих странах с предложением возобновить переговоры, готовить и подписать на двусторонней основе Соглашения с правительством РФ о предотвращении инцидентов с подводными лодками в подводном положении.

Приводим текст двустороннего Соглашения, ранее не публиковавшийся в открытой печати. К тексту Соглашения даны комментарии, делающие его понятным для широкого круга читателей.

Проект Российской Стороны

СОГЛАШЕНИЕ

между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о безопасном плавании подводных лодок за пределами территориальных вод Правительство РФ и правительство США, ниже именуемые Сторонами, стремясь обеспечить безопасность плавания своих подводных лодок за пределами территориальных вод, исходя из целей и принципов, изложенных в Хартии российско-американского партнерства и дружбы, подписанной 17.06.92, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, а также Соглашением между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ним 1972 г. и Соглашением между правительством СССР и правительством США о предотвращении опасной военной деятельности 1989 г., согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения нижеупомянутые термины означают:

1. "Подводная лодка" - боевой корабль, принадлежащий ВМС Сторон, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении, имеющий, когда это технически возможно, внешние знаки, отличающие боевые корабли его национальности, находящийся под командованием офицера, состоящего на госслужбе, фамилия которого включена в списки ВМС, и укомплектованный экипажем, подчиняющимся регулярной военной дисциплине.

2. "Персонал" - военнослужащие или служащие ВМС Сторон, находящиеся на борту подводной лодки.

3. "Оборудование" - оборудование, вооружение и военная техника, находящиеся на борту подводной лодки или буксируемые ею.

4. "Подводное положение" - погруженное положение подводной лодки, в котором она не в состоянии показать свои внешние отличительные знаки или подать флажные, звуковые или световые сигналы, над водой нет выступающих элементов оборудования, обнаруживаемых визуальным или радиолокационным наблюдением, и с ней нельзя установить радиосвязь в УКВ или КВ диапазонах.

5. "Всплытие" - маневр подводной лодки, когда она переходит из подводного положения в надводное.

6. "Надводное положение" - положение подводной лодки, при котором полностью или частично продуты все цистерны главного балласта, над водой находится боевая рубка и подводная лодка в состоянии показать свои внешние отличительные знаки, подать флажные, звуковые или световые сигналы и вступить в радиосвязь в УКВ или КВ диапазонах.

7. "Аварийное всплытие" - всплытие, совершаемое подводной лодкой при одновременном продувании цистерн главного балласта воздухом высокого давления для перехода в кратчайший срок в надводное положение в целях обеспечения борьбы за живучесть.

8. "Район полигонов боевой подготовки" - конкретно указанный район за пределами национальных территориальных вод и воздушное пространство над ним, предназначенный для отработки мероприятий боевой подготовки подводных лодок, взаимодействующих с ними надводных кораблей и авиации, в том числе с применением практического ракетного, артиллерийского, торпедного, минного оружия и бомбометания.

9. "Зона безопасности и доверия" - конкретно указанный район каждой из Сторон за пределами ее территориальных вод, включая район полигонов боевой подготовки, где осуществляется уведомляемая деятельность подводных лодок другой Стороны.

Статья 2

Настоящее Соглашение применяется к подводным лодкам Сторон, действующим за пределами территориальных вод в зонах безопасности и доверия.

Границы таких зон, а также входящих в них полигонов боевой подготовки указаны в Приложении к настоящему Соглашению, которое составляет его неотъемлемую часть.

Статья 3

В зонах безопасности и доверия каждой из Сторон во избежание инцидентов в подводной среде в отношении деятельности подводных лодок другой Стороны, которая заранее планируется, применяется уведомительный порядок.

Сторона, планирующая деятельность своих подводных лодок в пределах зоны безопасности и доверия другой Стороны, уведомляет ее о времени и месте входа своих подводных лодок в такую зону и выходе из нее, генеральном маршруте и ширине полосы движения.

Такое уведомление передается не позднее 5 суток до планируемой даты пересечения подводными лодками одной Стороны границы зоны безопасности и доверия другой Стороны.

Статья 4

Во время нахождения подводных лодок каждой из Сторон в зонах безопасности и доверия командирам таких подводных лодок следует:

а) предпринимать все имеющиеся в их распоряжении меры, исключающие возможность возникновения инцидентов с подводными лодками другой Стороны, которые могут привести к нанесению ущерба их персоналу и оборудованию;

в) воздерживаться от скрытого сопровождения или иного маневрирования, если это связано со сближением с подводной лодкой другой Стороны на дистанцию, не гарантирующую безопасность ее деятельности, как правило, на дистанцию не менее 30 каб.;

с) не предпринимать имитации противолодочных атак;

d) не прибегать к постановке помех гидроакустическим средствам наблюдения;

е) воздерживаться от движения повышенными скоростями, ограничивающими возможности средств подводного наблюдения;

f) избегать увеличения скорости хода подводной лодки после поворота на обратный курс или близкий к нему;

q) придерживаться, насколько это возможно, глубины погружения 100 м при нахождении в зоне безопасности и доверия другой Стороны, и глубины 50 м при нахождении в аналогичной зоне своей Стороны;

h) при обнаружении в зоне полигонов боевой подготовки другой Стороны подводной лодки этой Стороны надо иметь в виду, что в этом же районе может находиться другая подводная лодка прибрежной Стороны с иной глубиной погружения и нахождение третьих подводных лодок в этом районе чрезвычайно опасно.

Статья 5

1. В случае непреднамеренного сближения или внезапного обнаружения подводной лодки одной Стороны подводной лодкой другой Стороны в целях установления гидроакустического контакта в направлении обнаруженной подводной лодки производится подача не менее трех гидроакустических сигналов (посылок) в режиме измерения дистанции на частотах 2,3-7,0 кГц для их взаимного ориентирования и последующего маневра с целью расхождения на безопасной дистанции.

2. При неустойчивом гидроакустическом контакте с обнаруженной подводной лодкой другой Стороны или его потере, а также, когда нет уверенности в том, что маневрирование в целях восстановления такого контакта безопасно, обнаружившая ее подводная лодка воздерживается, насколько возможно, от движения в направлении потери гидроакустического контакта.

3. При маневрировании в подводном положении необходимо избегать пересечения курса по носу другой подводной лодки, подныривания под нею или прохождения над ней. Также следует избегать одновременного изменения курса и глубины погружения подводной лодки.

Статья 6

1. При необходимости аварийного всплытия в условиях сближения с подводной лодкой другой Стороны подводная лодка, осуществляющая такое всплытие, производит до его начала подачу не менее пяти гидроакустических сигналов (посылок) в режиме измерения дистанции на частотах 2,3-7,0 кГц по всему горизонту и, если возможно, не начинает всплытие ранее чем через 10 минут после окончания подачи вышеупомянутых сигналов (посылок).

2. При всплытии командиры подводных лодок должны убедиться в безопасности маневра и использовать для этого все имеющиеся средства наблюдения за надводной и подводной обстановкой, включая активные.

3. После всплытия в надводное положение подводная лодка устанавливает и поддерживает радиосвязь с кораблями (судами) другой Стороны на частотах 156,8 мГц или 2182,0 кГц и действует в соответствии с требованиями статьи 5 и Приложения 1 Соглашения между правительством СССР и правительством США о предотвращении опасной военной деятельности в целях устранения последствий аварийной ситуации.

4. Порядок действий, изложенный в пункте 1 данной Статьи, применяется и в тех случаях, когда происходит столкновение между подводными лодками Сторон или иной инцидент, в результате которого требуется аварийное всплытие.

Стороны будут взаимодействовать для урегулирования возникающих инцидентов с подводными лодками в соответствии с требованиями статей 3, 4, 5, 6, 7, 8 и Приложений I и II вышеупомянутого Соглашения о предотвращении опасной военной деятельности.

Статья 7

Стороны будут обмениваться опытом и сотрудничать в области совершенствования подготовки командиров и экипажей подводных лодок и по другим направлениям, связанным с обеспечением их безопасного плавания и отработки навыков оказания помощи в аварийной ситуации.

Условия и формы такого сотрудничества определяются отдельным Протоколом о сотрудничестве ВМФ РФ и ВМС США в подготовке командиров и экипажей подводных лодок, который является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 8

Каждая из Сторон через установленную систему навигационных извещений и предупреждений мореплавателям, как правило, не менее чем за 3-5 суток обеспечивает передачу оповещений о действиях в подводной среде или из нее, или из воздушного пространства по ней, которые представляют опасность для мореплавания или воздушной навигации в зонах безопасности и доверия.

Статья 9

Стороны будут обмениваться информацией, касающейся вопросов обеспечения безопасности плавания подводных лодок в подводном положении, включая информацию об инцидентах с подводными лодками Сторон.

ВМФ РФ будет представлять такую информацию через военно-морского или другого военного атташе при посольстве США в России, ВМС США будут представлять такую информацию через военно-морского или другого военного атташе при посольстве РФ в США.

Статья 10

Не позднее чем через один год со дня подписания настоящего Соглашения представители Сторон встретятся для рассмотрения его реализации, путей повышения безопасности плавания подводных лодок, а также обсуждения конкретных проблем, связанных с организацией обмена опытом и сотрудничества в подготовке командиров и экипажей подводных лодок, и по другим направлениям, предусмотренным Протоколом, который упомянут в статье 7 настоящего Соглашения.

Впоследствии подобные консультации будут проводится ежегодно или более часто по просьбе одной из Сторон.

Статья 11

Настоящее Соглашение вступает в силу в день подписания.

Оно будет оставаться в силе до истечения 6 месяцев, когда одна из Сторон направит письменное уведомление о своем намерении прекратить его действие.

Совершено в............. "..."........ 200... г. в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

За правительство РФ.......

За правительство США......

ПРОТОКОЛ

об обмене опытом и сотрудничестве Военно-Морского Флота Российской Федерации и Военно-Морских Сил Соединенных Штатов Америки в обеспечении безопасности плавания подводных лодок

1. Предусмотренные статьей 7 Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки обмен и сотрудничество между ВМФ РФ и ВМС США будут осуществляться по следующим основным направлениям:

- методика подготовки командиров и экипажей подводных лодок в области обеспечения их безопасности плавания в подводном положении;

- оказание помощи экипажу терпящей бедствие подводной лодки;

- проведение совместных учений подводных лодок ВМФ РФ и ВМС США с отработкой операций по погружению, всплытию, ориентированию и маневрированию в контролируемых условиях в подводном положении, обмену сигналами, использованию гидроакустической связи в подводном положении, а также использованию радиосвязи в УКВ и КВ диапазонах в надводном положении.

Упомянутые в статье 1 настоящего протокола обмен опытом и сотрудничество между ВМФ РФ и ВМС США будут осуществляться в следующих формах:

- обмен информацией;

- направление делегаций;

- проведение специализированных семинаров и рабочих встреч;

- установление контактов между военно-учебными заведениями;

- отработка практических мероприятий по повышению безопасности плавания подводных лодок и оказанию помощи в аварийных ситуациях в ходе совместных учений.

ВМФ РФ и ВМС США будут обеспечивать сохранность информации, полученной в процессе обмена опытом и сотрудничества, соблюдение согласованного уровня ее закрытости.

Передача такой информации третьей стороне будет осуществляться только после взаимного согласования.

Расходы, связанные с пребыванием делегаций, групп специалистов и стажеров, берет на себя принимающая сторона, транспортные расходы - направляющая сторона.

На ежегодных консультациях, предусмотренных статьей 10 Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Соединенных Штатов Америки о безопасности плавания подводных лодок за пределами территориальных вод, будут согласовываться конкретные мероприятия по реализации данного Протокола и расширению форм обмена опытом и сотрудничества в целях повышения безопасности плавания подводных лодок.

* * *

Текст Соглашения по понятным причинам специфичен, поэтому расшифруем некоторые термины.

Для обеспечения безопасности плавания в подводном положении подводных лодок одной страны существуют меры безопасности, принятые в каждых национальных ВМС. В ВМФ РФ они предусматривают разграничение действий подводных лодок ВМФ, выполняющих задачи в одном районе моря (или полигоне боевой подготовки), по месту (географические координаты), времени и глубине погружения. То есть они занимают и оставляют назначенный им (и ограниченный известными координатами) район в разных местах, в разное время и действуют в назначенном для каждой из них горизонте глубин. В случае необходимости аварийного всплытия та из них, которая находится в верхнем горизонте, дает установленный сигнал активным трактом гидроакустического комплекса (ГАК) и всплывает в надводное положение в кратчайший срок в том месте, где произошла авария.

Если же необходимость аварийного всплытия возникла на АПЛ, действующей на нижнем горизонте глубин, то она дает ряд посылок в режиме измерения дистанции (активный тракт ГАК) по всему горизонту и стремится всплыть в назначенном для нее "окне безопасности", если позволяет обстановка. АПЛ, действующая в верхнем горизонте, обнаружив эти сигналы, ложится на курс, обратный направлению на аварийную АПЛ, чтобы не мешать ее всплытию, по возможности старается установить с ней звукоподводную связь (ЗПС) и всплывает через некоторое время в назначенном ей по заданию районе. Эти действия подробно описаны в правилах использования полигонов боевой подготовки для каждого флота.

Подводные лодки одной страны или различных стран, выполняющие переходы в надводном положении по рекомендованным путям, для избежания столкновений обязаны полностью выполнять требования Международных правил для предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72). Подводные лодки ВМФ РФ и ВМС тех стран, с которыми правительство РФ подписало двусторонние соглашения о предотвращении инцидентов на море при действиях в надводном положении (в условиях мирного времени) обязаны, насколько это возможно, выполнять требования этих соглашений.

Комментарии к статьям 1,2 проекта Соглашения: "Зоны безопасности и доверия", упомянутые в пункте 9 статьи 1, - ограничены координатами, указанными в приложении к Соглашению.

Комментарии к статье 4 проекта Соглашения:

по пункту с) - не производить боевое маневрирование, принятое для применения торпедного и ракетного оружия, не перезаряжать торпедные аппараты, не открывать крышки ракетных шахт и не ложиться на боевой курс;

по пункту d) - не затруднять гидроакустическое наблюдение другой стороне постановкой дрейфующих приборов помех и выстреливаемых самоходных приборов помех (имитаторов подводной лодки);

по пункту е) - чем выше скорость движения АПЛ в подводном положении, тем больше помех она создает своим собственным пассивным (основным) гидроакустическим средствам наблюдения;

по пункту f) - при таком повороте АПЛ, как правило, исчезает с экранов ГАК АПЛ другой Стороны (см. "НГ" # 171, 2000 г.), а повышенная скорость на обратном курсе резко сокращает время принятия и выполнения решений при взаимном обнаружении обеих АПЛ и значительно повышает опасность их столкновения;

по пункту q) - верхний диапазон глубин - 50 м для подводных лодок, выполняющих задачи в зоне безопасности у своих берегов, определяется необходимостью достаточно частых всплытий АПЛ на сеансы связи с береговым КП флота или КП руководителя тактического учения в море, как правило, находящемся на одном из надводных кораблей, участвующих в учении. Это же касается и АПЛ другой Стороны при действиях у их берегов;

по пункту h) - при действиях в одном полигоне боевой подготовки двух подводных лодок одной Стороны, (предположим, ВМФ РФ), между горизонтами глубин, которые они занимают по плану, назначается полоса разграничения глубин не менее 50 м. Допустим, для АПЛ, действующей в верхнем горизонте, указывается глубина погружения "не более 60 м", а для АПЛ, действующей в нижнем горизонте: "не менее 120 м" на все время выполнения учебной задачи. АПЛ другой Стороны (ВМС НАТО), попавшая в такой "слоеный пирог" и обнаружив одну из этих АПЛ, может не подозревать о наличии в районе еще одной АПЛ и непреднамеренно создать ситуацию, опасную столкновением с ней.

Комментарий к статье 5:

по пункту 1) - основным средством гидроакустического наблюдения АПЛ всех стран мира, находящихся в подводном положении, является тракт пассивного наблюдения ГАК (шумопеленгование), обеспечивающий основное тактическое преимущество подлодок - их скрытность. Применение активного режима измерения дистанции (ИД) ГАК в указанном диапазоне частот нарушает скрытность, но зато обеспечивает взаимное ориентирование подводных лодок всех проектов ВМФ РФ и ВМС НАТО и значительно снижает опасность их столкновения;

по пункту 3) - нельзя пересекать по носу курс подводной лодки, идущей в подводном положении, потому что она может не наблюдать эту другую подводную лодку и увеличить скорость в соответствии с решаемыми ею задачами, что может привести к столкновению. То же самое касается подныривания под ней или прохождения над ней, когда она, не зная обстановки, вдруг начнет погружаться или всплывать согласно заданию. К ситуации, опасной столкновением, может привести и одновременное изменение курса и глубины подводной лодки, поскольку подводники всегда имеют недостаточную информацию об окружающей подводной и надводной обстановке.

Комментарии к статье 6:

по пункту 1) - при возникновении аварийной ситуации (пожар в отсеке и т.п.) на одной из подводных лодок разных Сторон, когда они находятся на дистанции гидроакустического контакта, наилучшим маневром для предотвращения перерастания аварийной ситуации в катастрофическую является всплытие аварийной АПЛ в надводное положение. Если АПЛ другой Стороны находится на меньшей глубине погружения, то такое всплытие может привести к столкновению двух подводных лодок и к усугублению аварийной ситуации, вплоть до гибели одной из них. Подача активных сигналов трактом ИД ГАК с аварийной подводной лодки дает возможность пространственного ориентирования относительно нее АПЛ другой Стороны и отхода в сторону от нее, для избежания их столкновения при внезапном всплытии аварийной подводной лодки;

по пункту 2) - если одна из АПЛ двух Сторон, действующих в районе "зоны безопасности и доверия", будет иметь необходимость всплытия на сеанс связи с берегом или по другим причинам, то командиры обеих подводных лодок для эффективного освещения подводной и надводной обстановки в целях обеспечения их максимальной безопасности обязаны использовать все тракты ГАК: шумопеленгования, измерения дистанции, миноискания, эхоледомеры, телевизионные камеры подводного наблюдения, тепловизионные и оптоэлектронные каналы перископов и радиолокационные станции (в перископном или надводном положении);

по пункту 3) - указанные частоты радиосвязи установлены международными документами для радиообмена в радиотелефонных каналах связи с целью обеспечения безопасности плавания (156,8 мГц) и подачи сигналов об аварии (2182,0 кГц).

Комментарии к статье 8:

навигационные извещения и предупреждения (НАВАРЕА) - передаваемые по радио сообщения об изменениях навигационной обстановки и режима плавания в водах Мирового океана. Их передача организована в рамках Всемирной службы навигационных предупреждений (ВСНП) по 16 районам мира. НАВАРЕА передаются береговыми радиостанциями на национальных языках и обязательно на английском. В районах с интенсивным судоходством ВСНП организованы также региональные системы прибрежных предупреждений (ПРИП), которые передаются по расписаниям. Особо важные сообщения, касающиеся безопасности мореплавания (мины, тайфуны и т.п.), передаются на суда немедленно на одной из установленных частот. Как правило, в эти предупреждения включаются и сведения о районах учений Военно-морских флотов и сроках их проведения: указывается время, на которое эти районы являются опасными для гражданского мореплавания ввиду маневрирования в них и применения практического оружия кораблями и самолетами флотов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
622
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
630
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1064
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
513

Другие новости