Норма потребления рыбы установлена, остался вопрос: чем рекомендованный ориентир обеспечен? Фото с сайта www.fish.gov.ru
Обычно в декабре российские власти активно вспоминают о рыбе. Не стал исключением и конец 2025 года. «Рыбы на столе граждан России не хватает. Есть определенные нормы, и мы до них пока не дотягиваемся», – сказал президент России Владимир Путин в ходе «Прямой линии» 19 декабря 2025 года. Рыбный вопрос возник не просто так.
Есть рыбу по новым нормам
По версии Росрыболовства, ежегодное потребление рыбопродуктов на душу населения в России составляет 23,5 кг. Для широкой публики чиновники не поясняют, в каком это весе – в товарном или в живом. По данным FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), считающей потребление рыбы в живом весе, российский показатель потребления рыбопродуктов соответствует аналогичному в Северной Америке и Европе.
Тем не менее в 2022 году Минздрав России установил новый рекомендованный уровень – 28 кг, увеличив прежний на 16%. Учитывая, что в соответствующем приказе Минздрава единый столбец рекомендуемых норм потребления (кг/год/человек) относится ко всем базовым пищевым товарам (хлеб, молоко, яйца, мясо, рыба и прочее), логично исходить из того, что все эти нормы указаны в товарном весе. Действительно, ну не в «живом» же, для яиц, овощей или макарон.
И вот тут самое интересное. Откуда три года назад появилась новая норма для «рыбы»? Ведь было же у медиков 24 кг. Нормально. И вдруг – 28.
Еще один момент. В каком «смысло-весовом» наполнении величина этой нормы понимается и публично озвучивается представителями государственной власти?
И самое важное. А чем рекомендованный ориентир обеспечен? Рыба-то есть? С таким же беззаботным кабинетным задором можно заявить и «48 кг», равняясь, например, на островные Японию или Исландию. В общем, вопросов много.
Рыбные стратеги
Современная отечественная история государственного планирования рыбного хозяйства началась со стратегического документа «Концепция развития рыбного хозяйства РФ на период до 2020 года». Одобрена распоряжением правительства России от 2 сентября 2003 года № 1265-р.
Концепция определяла основные направления формирования единой государственной политики в сфере рыболовства, включая создание нормативной правовой базы и совершенствование государственного управления.
Основной вектор – «Реализация региональных направлений национальной морской политики, в том числе атлантического, арктического, тихоокеанского, каспийского и индоокеанского, в целях обеспечения российского вылова за пределами исключительной экономической зоны РФ». Концепция не устанавливала целевых показателей работы отрасли. Для чего увеличивать добычу (вылов) водных биоресурсов, не раскрывалось.
Стратегия Крайнего
Конкретным содержанием Концепцию наполнила первая отраслевая стратегия (№ 1) – «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года». Руководителем Росрыболовства тогда был Андрей Крайний.
Документ был утвержден приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 марта 2009 года № 246. В нем изложено два сценария функционирования рыбного хозяйства в долгосрочной перспективе.
Инерционный: улов водных биоресурсов в 2020 году составит 4,9 млн т.
Инновационный: увеличение ежегодных уловов к 2020 году до 6,58 млн т и соответственно объема производства готовой рыбной продукции до 5,25 млн т. Ежегодное среднедушевое потребление рыбных товаров в 2020 году было установлено в размере 28 кг.
Как и в СССР, производство и потребление выражались в единицах товарного веса, указанного на упаковке или на шкале весов. Всем было понятно. Ведь люди видят и покупают готовый к употреблению продовольственный товар, а не отчетные туши рыб, куриц или баранов – с рогами, шерстью, перьями, потрохами и чешуей.
Тут очень важно особо отметить следующее. В соответствии со средневзвешенной нормой отходов, потерь и расхода сырья при производстве различной пищевой продукции из морских гидробионтов для производства 28 кг готового товара необходимо 40 кг рыбного сырья (живой вес).
Таким образом, для ежегодного обеспечения всего населения России объемом рыбопродуктов по рекомендованному стандарту потребления (28 кг) необходимо каждый год иметь 5,8 млн т рыбного сырья. Это очень важный показатель, он обеспечивался только при исполнении инновационного сценария.
Стратегия Путина
В 2012 году появилась еще одна стратегия (№ 2) – «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». Она утверждена председателем правительства РФ Владимиром Путиным (распоряжение от 17 апреля 2012 года № 559-р).
Стратегией были установлены следующие ежегодные целевые индикаторы: производство рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных – 5,25 млн т, ежегодное потребление всех рыбных товаров – 28 кг на человека. Это соответствовало показателям инновационного сценария Стратегии № 1 с показателем ежегодной добычи (вылова) водных биоресурсов в 6,58 млн т.
Стратегия Медведева
В 2019 году в свет вышла третья стратегия (№ 3) – «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2030 года». Документ утвержден распоряжением правительства России от 26 ноября 2019 года № 2798-р.
Объем добычи (вылова) водных биоресурсов в 2030 году установлен в размере 5,39 млн т. Это на 1,19 млн т меньше планируемого даже на 2020 год аналогичного целевого индикатора в предыдущей стратегии.
На первый взгляд в стратегии Медведева потребление рыбы и рыбопродуктов в 2030 году увеличено аж до 25,0 кг в год на человека. Это выглядело рекордно привлекательнее существовавшего в 2012 году уровня в 17 кг/человек/год.
Об этом много и восторженно говорили. Учитывая, что в 2012 году этот показатель был рассчитан в товарном весе (вес готовой рыбной продукции без рыбных отходов), а в 2019-м чиновники посчитали его в живом весе, на самом деле авторами материалов государственного планирования изначально для 2030 года было заложено фактическое уменьшение на 10 кг показателя ежегодного среднедушевого потребления рыбных товаров в сравнении с аналогичным показателем (в товарном весе) предыдущей стратегии Путина.
Стратегия Мишустина
В 2022 году распоряжением правительства России от 8 сентября 2022 года № 2567-р утверждена четвертая стратегия – «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Предыдущая стратегия была отменена.
Тем не менее Стратегия № 4 в части, касающейся рыбы, полностью базируется на материале Стратегии № 3. Ее основные целевые индикаторы низкие.
В контексте текущих разговоров власти о повышении уровня потребления рыбы обескураживает предложенная правительством Михаила Мишустина величина главного отраслевого показателя. Объем добычи (вылова) водных биоресурсов в 2030 году планируется в 5,13 млн т. Это хуже аналогичного параметра в стратегии Медведева (5,39 млн т) и даже рядом не стоит с этим целевым индикатором стратегии Путина (6,58 млн т).
На самом деле «планы по рыбе» нынешнего правительства находятся на уровне инерционного сценария 2009 года (4,9 млн т). Как говорится, «назад в будущее». Вот интересно, кто готовил текст такой удивительной стратегии?
Тут можно делать важный вывод: для достижения цели «увеличения национального потребления рыбных продуктов до 28 кг в год на человека» недостаточно рыбного сырья. Это закономерный результат отсутствия во всех стратегиях фундаментальной отраслевой идеи 2003 года – плана реализации «направлений национальной морской политики, в том числе атлантического, арктического, тихоокеанского, каспийского и индоокеанского, в целях обеспечения российского вылова за пределами исключительной экономической зоны РФ». А без этого увеличить сырьевую базу невозможно.
Тогда возникает вопрос. Хорошо, если уж кому-то очень хочется, то как повысить уровень душевого потребления рыбы до 28 кг на человека? За счет чего?
Главный показатель рыбной отрасли
По предварительным данным, в 2025 году показатель российской добычи (вылова) водных биоресурсов во всех районах Мирового океана составил 4,65 млн т. Для сравнения: в 2024 году – 4,9 млн т. Во времена принятия рыбных стратегий: в 2009 году – 3,88 млн т; в 2012 году – 4,25 млн т; в 2019 году – 4,98 млн т. В 2023 году рекорд – 5,34 млн т.
На самом деле в каждом периоде были свои обстоятельства, от «министерств» не зависящие: то тихоокеанские лососи удивят, в огромном количестве придя на нерест; то сардина иваси куда-то растворится в глубине океана; то селедка порадует массовыми промысловыми скоплениями. Это природа – фактор неуправляемый.
Есть случаи административных ограничений рыболовства. Например, в связи со снижением промысловых запасов отдельных видов гидробионтов. Яркий пример: североатлантическая треска и мойва. За пять последних лет запас трески сократился в три раза, а мойва вообще не может восстановиться уже почти 40 лет.
Бывает и наоборот – увеличение лимитов вылова. К сожалению, существует фактор субъективного отраслевого влияния. Это когда в погоне за отчетными показателями чиновники завышают величину ежегодного общего допустимого улова того или иного вида водного биоресурса, разрешенного для коммерческого рыболовства.
Потом, как правило, приходит беда – промысловый запас истощается. Без роста добычи (вылова) водных биоресурсов за пределами исключительной экономической зоны России увеличить сырьевую базу отечественного рыбного хозяйства невозможно.
В любом случае точный размер сырьевой базы рыбной отрасли установить нельзя. В последнее десятилетие определился лишь уровень основного показателя российского рыболовства – объем добычи (вылова) водных биоресурсов. Он находится в коридоре 4,5–5,5 млн т в год. Это и есть главная часть сырьевого обеспечения расчета потребления рыбных продуктов. Дополнительная часть – это импорт и отечественная товарная аквакультура.
Расчет потенциала уровня потребления рыбы
Общий объем производства всех рыбных товаров, уменьшенный на величину экспорта, с учетом части импорта морепродуктов, готовых к употреблению, а также отгрузок отечественной рыбы в станы ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения) – все это в итоге определяет ежегодный объем внутреннего розничного рыбного рынка.
Даже с учетом поставок в Россию разнообразных даров моря из «страны всех океанов» Белоруссии наш внутренний рыбный рынок уже много лет держится на уровне от 2,2 до 2,3 млн т (в товарном весе). Зная численность населения России, можно вычислить показатель ежегодного душевого потребления рыбопродуктов. В товарном весе в последние годы он составляет 14–15 кг. Соответственно в живом весе 21–22 кг.
Для того чтобы увеличить внутренний рынок до заявленного властью показателя ежегодного потребления рыбопродуктов в 28 кг на человека (в товарном весе), с условием обеспечения внутреннего рыбного рынка и объемов рыбного экспорта за счет внутренних сырьевых ресурсов, в стране необходимо ежегодно иметь не менее 8,8 млн т рыбного сырья (в живом весе). Учитывая результаты промысловой деятельности российского рыболовного флота в последние годы, ежегодный дефицит сырья составляет 4 млн т. Где взять столько рыбы?
Даже с учетом компенсаций в виде роста объемов рыбного импорта и незначительной доли продукции отечественной товарной аквакультуры – задача недостижимая. Запрещать или ограничивать экспорт российской рыбной продукции – и нереально, и неверно.
Структура внутреннего рыбного рынка
На внутреннем рынке ситуация следующая. Главная группа рыбопродуктов: дикие лососевые виды рыб вместе с аналогичными объектами товарной аквакультуры «лосось и форель» – 20%; скумбрия – 19%; сельдь – 18%; минтай – 15%. Суммарно лидеры продаж занимают почти три четверти внутреннего рыбного рынка.
По предварительным данным, в 2025 году в исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана российские рыбаки добыли 0,5 млн т различных водных биологических ресурсов (сельдь, скумбрия, путассу, сайда, окунь). Практически все пошло на внутренний рынок и заняло значительную долю «рыбной полки». Это к вопросу о рыбном промысле за пределами исключительной экономической зоны России.
В структуре расходов российских семей рыбная категория значительно уступает мясу, занимая 3% общей корзины товаров повседневного спроса. В то время как на мясо различных видов (красное мясо, мясо птицы) приходится 13% среднегодовых потребительских трат россиян.
Причем сколько бы рыбы ни ловили, ни завозили по импорту, принципиально это соотношение не меняется – люди едят столько рыбных продуктов, сколько едят. А все излишки продаются на экспорт, потому что при равных коммерческих условиях внутренний спрос ограничен.
Утверждать, что в рекордном по вылову 2023 году рыбы в стране съели больше, чем в проблемном 2019-м, нет никаких оснований. С ростом вылова всегда растет экспорт.
И все-таки почему еще в 2009-м и в 2012-м в стратегиях писали – 28 кг рыбной продукции в год на одного человека? А сейчас вот опять вспомнили.
СССР – рыба вместо мяса
Очевидно желание достичь «того, что было». По данным Государственного комитета РСФСР по статистике, максимальное ежегодное потребление рыбы и рыбопродуктов в РСФСР было зафиксировано в 1986 году – 23,2 кг на человека в товарном весе (33 кг в живом весе). В различных регионах России и других советских республик эта цифра отличалась в ту или другую сторону.
Здесь можно отметить две вещи. Первое. Основу такого высокого показателя делал огромный отечественный вылов рыбы во всех районах Мирового океана от Южной Америки и Африки до Новой Зеландии. В середине 1980-х он держался на уровне 11 млн т в год.
Второе – это мощный социалистический общепит. В детских садах, школах, училищах, институтах, в учреждениях, заводских и фабричных столовых меню определяло государство.
В послевоенные годы в ходе реализации политики рыбной компенсации выпавших объемов мясной продукции в стране была сформирована модель питания, в которой рыба занимала существенное место. Несколько поколений советских граждан были воспитаны на этом рационе.
А что теперь? Ситуация изменилась в принципе. Внутренний продовольственный рынок наполнен разнообразными товарами, общепит частный, в наличии большой выбор, и люди его делают. Да, каждый по своему вкусу и кошельку. Жизнь изменилась.
Кроме того, люди сами выбирают, что покупать. И несерьезно упрекать рыбу в том, что она дорожает, поэтому население мало ест рыбопродуктов. Давайте посмотрим на мясо, на молочную или плодоовощную продукцию – там та же самая история с ценами.
И еще. Россия – гигантская многонациональная страна с природным и климатическим разнообразием. Кулинарные привычки в разных регионах формировались веками в зависимости от того, что было вокруг. И ничего тут не поделаешь. Тем не менее который год мы слышим о 28 кг рыбы в год на человека.
Рыбные тактики
Однако существует и реальная жизнь. В конце ноября 2025 года председатель правительства России Михаил Мишустин утвердил перечень поручений по итогам совещания президента с членами правительства о развитии рыбохозяйственного комплекса.
Минсельхозу, Минфину, Минпросвещения, Минздраву, Росрезерву, Роспотребнадзору и ряду других федеральных ведомств поставлена задача к 5 марта 2026 года представить в правительство предложения по увеличению объемов закупок рыбной продукции для государственных и муниципальных нужд, в том числе для школьного питания и системы здравоохранения.
В декабре правительство приняло еще одно важное решение. С 1 марта 2026 года установлен запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд рыбной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств ЕАЭС, Евразийского экономического союза).
Что можно сказать? Все верно! Эта тема в последние два года неоднократно поднималась рыбаками в российском парламенте. «Пандемия пангасиуса» – товарная оккупация бюджетной сферы дешевой иностранной искусственной рыбной дрянью. Какое уж тут здоровье нации?
Да, дети – наше будущее. В России 17 млн человек – граждане в возрасте 4–16 лет. В стране 47 тыс. детсадов и 41 тыс. школ. Большинство из них – бюджетные учреждения. Возможно ли в рационе питания детей, посещающих эти учреждения, установить в зависимости от возрастной группы повышенные нормы потребления рыбных продуктов, как это было в советское время?
Ответ очевиден – возможно. Дети привыкнут есть рыбу. И когда они вырастут, это с высокой степенью вероятности сделает их активными потребителями рыбных продуктов. Может быть, они съедят и больше, чем 28 кг в год.
В России 14 млн человек – люди в возрасте старше 70 лет. Им рыба в питании жизненно необходима. Вопрос: возможно ли по аналогии с субсидированием лекарств оказать небольшую господдержку пожилым людям в приобретении для себя хотя бы малой части рыбных продуктов? Ответ – возможно. Учитывая огромный социальный, политический и экономический эффект в масштабах страны – это небольшое обременение для России.
В общем и целом получается, что с тактикой у нас не все безнадежно. Чего, увы, не скажешь о стратегии.

