Фото Reuters
В одной из самых развитых и демократически управляемой стране Латинской Америки Чили прошел второй тур президентских выборов. Победу на них, как и ожидалось, одержал с большим отрывом кандидат от Республиканской партии Хосе Антонио Каст. За него из 12 млн чилийцев проголосовали 58% избирателей. Его главная соперница, представительница левых сил и член Компартии Чили Жанет Хара набрала 41% голосов.
Показательно, что результаты выборов были объявлены уже через полтора часа после закрытия последнего избирательного участка, что резко контрастирует с целым рядом других стран континента, где результаты президентских выборов неизвестны до сих пор. В том же Гондурасе по-прежнему не объявляется имя президента, а Конституция этой страны разрешает считать голоса не более 30 дней. В Чили все стало ясно еще в ходе первого тура, где кандидаты от правых сил набрали в общей сложности более 70% голосов и, объединившись ко второму туру, принесли победу своему представителю.
Показательно, что перед вторым туром кандидат правых сил Каст неизменно напоминал чилийцам о том, что он – это то, что надо обычным людям, а не тем, кто привык слушать демагогов леваков. «Я – ваш Трамп. Хотите жить лучше? Голосуйте за меня. И вообще – как можно голосовать за коммунистку в процветающей капиталистической стране?» – уверял Каст. И обещал сразу же после прихода к власти «поступить как Трамп» – то есть начать массовые высылки мигрантов из страны и улучшить положение в национальной экономике.
Напомню, что голосование на президентских выборах в Чили обязательное и, что символично, своих сторонников идти на избирательные участки призывали оба кандидата, хотя очевидно, что представительнице левых сил, поддерживаемой уходящим президентом страны Боричем, активность чилийцев при голосовании явно была невыгодна. Тем не менее теперь, когда результаты голосования объявлены, можно сделать несколько важных выводов.
Тем более что Чили – третья в Западном полушарии после США и Канады страна, имеющая наиболее высокий уровень доходов на душу населения. А победа Каста открывает Чили дополнительные возможности расширять сотрудничество с Соединенными Штатами, а также действовать на внешнеполитической арене в тесном союзе с рядом других государств континента, где «свой Трамп» уже пришел к власти.
Прежде всего надо отметить, что значительное поправение политической власти в целом ряде латиноамериканских стран стало результатом экономического и политического провала так называемых левых сил. Впрочем, таковыми они считаются только политологами, а на деле политика, ими проводимая, ничем от классических правых канонов не отличается. Смена власти в Боливии, Аргентине, предстоящие выборы весной будущего года в Перу – это подтверждение того, что левые идеи во многом себя дискредитировали. И не случайно, что ни одна страна континента фактически не поддерживает сейчас Венесуэлу в ее противостоянии с Соединенными Штатами.
Принципиально важно, что новый президент Чили Каст будет вынужден сразу же столкнуться с целым рядом проблем, которые он, как и Трамп, обещал избирателям разрешить в самые кратчайшие сроки. Ему явно будет мешать разделенный по партийной принадлежности Конгресс, да и выправить ситуацию в экономике ему будет далеко не просто. Главным же вызовом для Чили Каст считает бесконтрольную миграцию из других стран континента, прежде всего из Венесуэлы и Боливии. По разным оценкам, только венесуэльцев в Чили сейчас насчитывается более полумиллиона. И Каст пообещал в течение года отправить их всех на их родину.
Очень символично, что после победы Каста в Южной Америке формируется так называемый правый альянс в лице Аргентины, Эквадора и в потенциале – Перу, где Чили и ее президент могут играть одну из ведущих ролей. Главной политической особенностью этого альянса будет максимальная ориентировка на сотрудничество с Соединенными Штатами. Игра на популистской волне первых лиц этих латиноамериканских стран, используя образ Дональда Трампа для того, чтобы заручиться поддержкой своих действий со стороны широких слоев местного населения.
Надо отметить и тот факт, что географически Чили – это своего рода заброшенная на край света «тоненькая полоска Австралии» – как ее иногда называют сами чилийские руководители. Только за счет расширения внешней торговли эта страна может выживать, потому как слишком далеко она находится от всех основных рынков прежде всего сельскохозяйственной продукции, а также меди, что дает в бюджет страны более 80% всех поступлений. Соответственно Чили будет сейчас максимально расширять свои торгово-экономические связи с США и добиваться от Трампа пересмотра тех грабительских тарифов, которые он навязал прежнему правительству страны.
Что касается отношений Чили и новой администрации этой страны с Россией, то тут есть несколько весьма любопытных нюансов. Прежний президент, Борич, считался по какой-то странной причине в Москве чуть ли не «левым» и «взвешенным политиком». Так вот, с момента начала конфликта России и Украины именно чилийский «левый» президент первым выступил с осуждением Москвы и весь свой президентский срок жестко соблюдал все санкции, введенные против РФ коллективным Западом.
Со стороны Чили полностью были свернуты все правительственные контакты, торгово-экономические связи осуществлялись в основном через третьи страны (лосось, вина, черешня, спаржа). В ООН чилийский представитель всегда голосовал по украинским резолюциям против России. Да и существенная географическая отдаленность не позволяла даже минимально пытаться как-то расшевелить двусторонние связи. Долетали до Чили – причем замечу, что исключительно за российский счет – небольшие делегации ряда российских вузов, пытавшихся наладить какие-то двусторонние контакты. Но при том политическом курсе, который проводил официальный Сантьяго, толку от подобных визитов не было никакого.
Теперь же новый чилийский президент пообещал, что будет координировать внешнеполитический курс страны с Соединенными Штатами. Обязательно обсудит с Дональдом Трампом новые возможности для расширения торгово-экономических связей, а также гарантированно пригласит на свою инаугурацию союзников по региону. Чтобы наметить планы совместных действий по укреплению и собственной власти, и сотрудничества с коллегами, не допуская сползания континента влево.


