0
1124
Газета Проза, периодика Интернет-версия

21.09.2006 00:00:00

Излученье и изумленье

Тэги: солнцев, серебряный шнур, книга времен


Роман Солнцев. Серебряный шнур: Книга времен. – Красноярск: Платина, 2005, 288 с.

Известный драматург и поэт, красноярец Роман Солнцев (р. 1939) выпустил итоговую книгу стихов. Итожить то, что прожил, наверное, еще рановато – жизнь продолжается. Но композиция и содержание сборника заставляют воспринимать его именно так. Включенные в книгу стихи создают круговую панораму – от раздела «Первые годы XXI века» совершается ретро-переход к шестидесятым, семидесятым┘ и возвращение в «Начало нового тысячелетия».

Молодой выпускник физического факультета Казанского университета дебютировал как поэт летом 1962 года в журнале «Юность». Дата говорит о многом: то были времена «спора физиков и лириков» (шутейного, но публикой воспринимавшегося серьезно), времена громких поэтических чтений в главном лектории московского Политеха, вершина «оттепели». В стихах молодого Солнцева явно просматриваются вознесенско-евтушенковская стилистика и корпоративная солидарность с «физиками», но и неприкрытое сочувствие «лирикам»: «Мы памятник скорости/ поставим вскорости:/ вдоль постамента черна черта,/ на постаменте – ни черта!» Или: «Вот это яблоко раздора – тугого атома ядро./ В свинцовых лапах коридора/ выводит формулы перо./ Лучей свеченье. Излученье./ Тем излученьем изумленье./ Тех излучений изученье┘/ И – невозможность излеченья!»

Семидесятые годы – иное. Оттепельный технологический оптимизм изжит. Вольфрамовый зрачок лампы накаливания не может, как выяснилось, пахнуть тайгой. Поэтическое сознание современников отвращается от недостижимой линии коммунистического горизонта и обращается назад, к полузапретной культуре прошлого и индивидуальным ценностям. Приходят иные мотивы: «Привидятся мне странные картины/ в мой век модерна, шифров, шелухи:/ тропинки детства, алые долины,/ зеленые, как листья, петухи┘» Или: «Молчи, как в темной дреме лес,/ но так, чтобы твое молчанье/ не означало одичанье,/ а представляло интерес┘» («Уроки Тютчева»).

Восьмидесятые и девяностые – явная очумелость от реальности, которой дирижирует шукшинский Непонятно Кто и где происходит Непонятно Что: «Прислоненная к забору/ на ветру визжит коса. И, насколько видно взору,/ на холмах желты леса./ Мать, одна ты в доме этом┘/ Были сын и дочки две┘/ Смотришь в окна./ Темный ветер/ катит яблоки в траве!» А вот в стихах последних лет навязчивы приметы шизофренической повседневности – «Бюст» напоминает об открытии запоздалого памятника Сталину, врезается афористичная строчка «О тюрьмы – русские издательства┘» («Читая стихи заключенных»), и звучит публицистическая иеремиада: «Здесь даже русские не дружат./ Лишь оказавшись вдалеке,/ поют в слезах, сомкнувшись туже,/ о Волге матушке реке./ А здесь, в разорванной России,/ хлебают красное винцо –/ обиженные и пустые,/ как Фабержеево яйцо».

Если составить табель о стихотворческих рангах, то Роман Солнцев, наверное, не получит по нему чин самого виртуозного поэта нынешней России. Сейчас многие умеют писать гораздо глаже и эффектнее (а многие гораздо эффектнее не умеют, добавим справедливости ради). Но его собрание избранных стихотворений – книга времени и примет, шершавое и прямословное свидетельство сорокалетних поэтических исканий. В ней нет открытий и прорывов, зато есть ощущение кризиса слова, которым на протяжении полувека мучилась русская литература и которое пыталась преодолеть. И попытка выхода за очерченный круг – его границы размыты, но держит он крепче забора: «Ну нету больше той страны/ большой длины и ширины,/ мы все – как в комнате теперь,/ захлопни дверь./ Дебил соседний с огольцом/ нам в окна метят огурцом./ Не отвечать же среди дня/ комком огня?»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Финансовый сектор начал трансформироваться под влиянием искусственного интеллекта

Анастасия Башкатова

Более 20 миллионов частных игроков на бирже в России пока теряют средства даже в период роста рынка

0
370
Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Уральский вуз осуждают за обер-прокурора

Андрей Мельников

В Екатеринбурге увековечили память о неоднозначном церковном деятеле

0
389
Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Москва и Пекин обсуждают планы помощи Гаване

Михаил Сергеев

Россия обладает определенным иммунитетом к повышению американских экспортных пошлин

0
540
Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Лозунг "За свободный интернет!" разогреет протестные слои электората

Дарья Гармоненко

Левая оппозиция ставит только вопрос о Telegram, "Новые люди" пока отмалчиваются

0
476