0
3487
Газета Проза, периодика Печатная версия

16.03.2022 20:30:00

Альтернативный Шумер

Мистическая цивилизация на Марсе

Тэги: проза, фантастика, мистика, марс, археология, шумер, космическая опера, криптоистория, стругацкие, жертвоприношения, бесы, искушение, вера, революции, михаил булгаков


проза, фантастика, мистика, марс, археология, шумер, космическая опера, криптоистория, стругацкие, жертвоприношения, бесы, искушение, вера, революции, михаил булгаков Им было мало поклонения, они захотели человеческих жертв. Рельеф дворца царя Ашшурнасирпала II. Приблизительно 884–859 годы до н.э. Британский музей. Лондон

В настоящее время нужно очень сильно постараться, чтобы найти в области фантастической литературы оригинальный сюжет. Обилие книг многочисленных авторов покрывает все поле возможных решений. Как говорится, все уже украдено до нас… Однако Дмитрий Володихин очень сильно постарался и выпустил роман с довольно оригинальным сценарным решением. Он совместил популярный жанр космической оперы с малоизвестным жанром криптоистории.

Роман замыкает собой маленький авторский цикл, который условно можно обозначить как «Марсианская археография» (термин Володихина). Цикл включает также рассказ «Не убий» (в соавторстве с Анной Федорец), повесть «Львенок из Эшнунны». Подоплека цикла такова. Человечество наконец-то приступило к освоению Солнечной системы. Высадившись на Марсе, земляне находят останки местной цивилизации. Человеческой цивилизации. Если конкретно – шумерской. Справившись с потрясением, ученые начинают разбираться с этой загадкой. Появляется новая наука – марсианская археография.

Благодаря сохранившимся источникам постепенно выясняется история марсианской цивилизации. Все началось за 5 тысяч лет до Рождества Христова, когда к правителю города Эшнунна (одному из сыновей последнего правителя царства Алларуады, носящему прозвище Львенок), осажденному воинственными соседями, явились «светозарные» существа, назвавшиеся древними богами Шумера, и предложили безопасное убежище. Взамен людям нужно было только поклониться «светозарным» и признать в них богов. Сделка показалась выгодной и правителю, и народу; между жителями Эшнунны и «светозарными» был заключен договор – завет. Население целого города-государства было перенесено на Марс, где получило подземные убежища (позже названные «бункерами»), концентраторы кислорода и сложнейшую агротехнику. Но через пятьдесят лет «светозарные» заявили, что договор должен быть пересмотрен. Им стало мало простого поклонения, они потребовали себе человеческих жертв и полной власти над душами людей. Царь возмутился, разорвал завет и объявил своих подданных свободными от договора. Его убили, но своей смертью он сумел искупить совершенную ошибку – заключение договора с выходцами из Бездны. Начинается война между его сторонниками и последователями завета, которая продлилась несколько тысячелетий и привела в итоге к взаимному уничтожению. После чего на Марсе снова появляются люди. Прилетевшие на космических кораблях.

9-14-11250.jpg
Дмитрий Володихин. Штурм
бункера: Роман.– М.: Снежный
Ком М, 2021. – 292 с.
Сюжетный ход, когда люди ищут и находят в космосе следы исчезнувшей цивилизации, в литературе отнюдь не нов. Следопыты исследуют базы Странников на Марсе и планете Владислава в произведениях братьев Стругацких. Любознательный журналист случайно находит в тайнике времен Гражданской войны дневник с описанием посещения Земли инопланетным космическим кораблем, а потом обнаруживает этот корабль на Луне в повести Юрия Шпакова «Кратер Циолковский». С находки археологической экспедицией инопланетного артефакта начинаются приключения героев в «Северной короне» Георгия Реймерса.

Свежесть литературного решения Володихина состоит, во-первых, в том, что человечество сталкивается со следами не чужой инопланетной цивилизации, а со своей собственной, только альтернативной. А это сам по себе сильный ход. И, во-вторых, чтобы обосновать существование своей версии реальности, автор вводит в него сакральные силы. Не магические, не волшебные, а именно сакральные. Не драконов, эльфов и магов, а силы Неба и Бездны. Бесы соблазняют население целого города-государства, чтобы потом использовать их как неиссякаемый пищевой ресурс. Бог принимает искупительную жертву Львенка из Эшнунны и дает его последователям Благодать для жизни и борьбы со сторонниками «древних богов».

Странно. Необычно. Рискованно.

Современный мир не только глобализирован, но и до предела секуляризирован. В нем почти не осталось веры. Две великие революции – сначала французская, потом русская – перепахали общественное сознание и сделали светскую культуру доминирующей. В этих условиях нужно обладать определенной твердостью убеждений, чтобы строить на религиозном допущении произведение в жанре фантастики. В последний раз это удалось Михаилу Булгакову. И сколько мытарств испытал его роман…

Для романа Володихина путь к читателю оказался намного короче. Вы уже сейчас можете взять его в руки. Сам сюжет романа я приберег напоследок. То, что я сообщил, всего лишь его экспозиция, общая фабула всего цикла. А роман описывает попытку группы черных археологов проникнуть в марсианский бункер с целью добычи древних артефактов. Удастся ли им это предприятие? Им противостоят официальные власти русского и американского секторов Марса, для которых черная археология вне закона; международный подпольный синдикат, который грабит марсианские могилы и не любит конкурентов; а также сами древние марсиане, большие мастера в изготовлении смертельных ловушек. Притом каждый из участников экспедиции не собирается делиться добычей с подельниками. Кто из отправившихся под землю выйдет на солнечный свет? И выйдет ли вообще? Читателю это остается неясным до самого конца.

Орел


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Писать надо – лучше или больше?

Писать надо – лучше или больше?

Ирина Кулагина

Андрей Щербак-Жуков

Литмастерская Сергея Лукьяненко влила «свежую кровь» в «Роскон»

0
1386
Готичненько!

Готичненько!

Константин Поздняков

Прелесть рассказов Элизабет Гаскелл не только в отточенности формы, но и во внятных морально-этических нормах

0
501
Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Зачарованная страна Аркадия Гайдара

Юрий Юдин

Идиллия и любовь в повести «Военная тайна»

0
628
Котенок

Котенок

Октавия Колотилина

История лучшей охотницы на деревне

1
539

Другие новости