0
1898
Газета Интернет-версия

02.12.2010 00:00:00

Главное – намечтать правильно

Тэги: рубанова, роман, сперматозойды


рубанова, роман, сперматозойды Дерево Литзакулисья...
Фото Людмилы Костиковой

Название цепляет, но роман «Сперматозоиды» («Юность», №№ 9-12) интересен не только тематически. Прозу Наталии Рубановой отличает стилистическое разнообразие и богатство формальных приемов. О сперматозоидах и текущем литературном процессе с Натальей РУБАНОВОЙ беседует Михаил БОЙКО.

– Наталья, в ваших текстах очень много курсивов, вставок, разрядок, иностранных словечек. Это способ разрушить стереотипность, автоматизм восприятия?

– Это естественная потребность высказываться так, а не иначе, не более. Иначе – скука, тоска, деградация: меня как автора – и вас как читателя. И если в «Сперматозоидах» и происходит пресловутое «разрушение стереотипов», то происходит само по себе, автономно, без прямого авторского участия: автор марает бумагу лишь потому, что иначе погибнет от словесного передоза. Вордовская «логорея»: диагноз, конечно, – но что не он? Вы оглядитесь.

– Как вы считаете, можно ли назвать вашу прозу «экспериментальной»?

– Двадцать первый век за углом – вон, видите? Какие эксперименты┘ «Сперматозоиды» – да, из серии «кино не для всех», но артхаус вовсе не юн, ну а ЦА его, она же «целевая аудитория» (на языке манагеров), весьма многочисленна.

– Мне кажется, на вас оказал влияние французский «новый роман». Это так?

– Натали Саррот. Бесценный опыт. Она, конечно, невероятна, просто ее нужно дозировать. Взять «Тропизмы» – текст ведь абсолютно современный┘ Над-, трансвременный: лишенный социалки и каких бы то ни было привязок к «простому чел-овечьему», он будоражит в душе те самые движения, без которых ей, аниме, взирать на этот мир с иронией было бы дьявольски больно.

– Прячете ли вы в «Сперматозоидах» какую-то травму?

– Каждый из нас травмирован фактом рождения: дважды два. И вы, и я, и читающий эти строки «аноним»: и чукча-писатель, и чукча-читатель. Что же касается сопоставлений автор–персонаж, то они более чем условны. Даже если мы косвенно и синхронизируемся с героиней, то «в реале» (есть ведь и реальность мыслеформ, абсолютная реальность персонажей) у нас не так много пересечений. Вкладывая в некий текст некий личный опыт, неизбежно изменяешь его – иначе опять же невозможно. Эмоциональный эксгибиционизм райтерству вредит. Как говорила Симона, «нагота начинается с лица, бесстыдство – со слов». Впрочем, в горы-то я на самом деле, как и Сана, ходила – только причина была иная.

– Какая же?

– Найти в себе то, что называется скрытыми ресурсами.

– Нашли?

– Пожалуй, да, так что теперь все больше в глушь, под пальмы.

– А вы увлекаетесь психоанализом?

– Уже нет. Но в институте от скуки специализировалась по такому предмету-экзоту, как музыкальная психология, – до сих пор вспоминаю невероятные лекции Аллы Тороповой. Потом, конечно, поняла, что «вся эта┘ -логия» не выход, а «все эти┘ -литики» никогда не дадут ответа на единственно важный вопрос.

– Какой?

– «Для чего ты здесь?», разумеется. А у вас есть другой?

– Вас привлекают феминистки вроде Валери Соланас?

– Нет. И Фанни Каплан тоже, если вы имеете в виду пальбу из пушек по воробьям. Феминизм мне малоинтересен. Человек шире, многограннее, нежели его четвертование на М, Ж да таких же примерно «сословий» третий пол. Человек будущего, уверена, андрогин: от чего ушли, к тому и придем┘ Если же говорить о книгах, написанных феминистками, то в какой-то момент эссе Моник Виттиг казались любопытными, однако впускать в себя такого рода тексты не считаю теперь обязательным.

– В романе «Сперматозоиды» встречаются эзотерические мотивы. Чем это вызвано?

– Тем, что в трехмерке, кроме искусства и любви, «ловить» людям с определенной нервной организацией попросту нечего, и главная героиня моего текста Сана – бывший врач, переводчица – относится именно «к группе лиц, занимающихся практиками». Все самое интересное не здесь┘ вы разве не замечаете преследующих повторов, дублей, дежавю?.. То-то и оно. Духовная, эзотерическая литература может, конечно, имеющих души «вытянуть». Как ни крути, с утилитарной точки зрения прием в мозг того же Кастанеды в чем-то (пусть до поры┘ переболеть – и пойти дальше) «полезнее» Бродского, но без Бродского и Кастанеда не нужен┘ Все идет в связке, в очень крутой связке┘ Ошо называл искусство «высшим из низших» – нет причин не согласиться. Худлит в массе своей «отдыхает», если говорить о пресловутом «душеспасении»: у него изначально иная задача, хотя, разумеется, некий катарсис он читателю и обеспечивает.

– А как насчет замечаний, касающихся «жесткости», «неженскости» или «гиперинтеллектуальности» некоторых ваших текстов? Не жесткость ли отдельных мест романа «Сперматозоиды» осложнила его публикацию?

– Один уважаемый редактор сказал: «Мне-то ваш роман нравится, но вы же понимаете, это┘» (далее следовало название уважаемого журнала); другой, не менее уважаемый, – так: «Написано талантливо, но печатать мы вас не будем»; ну а третий многоуважаемый вагоноуважатый – вот так: «После дождичка в четверг». Впрочем, грех жаловаться на «толстейших из толстых»: публикаций немало, ну а нюансы есть всегда. Журнал «Дети Ра», скажем, номинировал «Сперматозоиды» на «Биг-бук» – и не суть, что не добежали: не скачки, так ведь? Да и сам процесс формирования лонг- и шорт-листов – дело скользкое: понимаешь, как непросто «жюрить», лишь побывав в шкуре «жюриста».

Но после того как «Сперматозоиды» вышли в финал «Нонконформизма», мне позвонил Валерий Дударев и сделал «предложение»: вот так, с легкой руки Ex-libris’a, роман и выходит в четырех последних номерах «Юности» уходящего года.

– И каков же главный его посыл? И почему все-таки такое название?

– Все люди – и мы с вами, и президент какой-нибудь, и посудомойка любая – суть добежавшие сперматозоиды. На самом деле это просто история сильной личности: женщины (хотя Саной мог бы легко быть и мужчина), которая, несмотря на трагизм преследующих ее сюжетов, делает свое «солнышко», меняя жизнь в нужном ключе. О «цене вопроса» умолчим┘

– «Сперматозоиды» – ваш первый роман: вы ведь любите короткий жанр. Легко ли было лепить крупную форму?

– Во время работы я просто говорила себе, будто пишу «длинный рассказ». Или «большую такую новеллу». Если бы думала о, прости господи, сочинении романа, никакого романа не было бы.

– Что вам больше всего не нравится в текущем литпроцессе?

– Литпроцесс – кариатида, без которой литдом уж всяко не рухнет, потому как применительно к словесности кариатида эта – лишь элемент декора, но никак не опора балки┘ Есть, и нечего огород городить, собственно искусство – и есть некий сфабрикованный процесс: словечко, которое «околокреативные» персоны пытаются, дабы убить время чем-то «великим», подверстать под «что-то большее». Помните, у БГ? Сны о чем-то большем┘ Если же серьезно о несерьезном┘ Ну то есть если все-таки допустить, будто бы в фуэте фуэт – не все фуэта┘ Будто литпроцесс материален, будто он – виленинская реальность, данная нам в ощущениях, то претит, разумеется, катастрофически высокий, зашкаливающий, просто убойный процент текстов, которые «на выходе» по умолчанию ни прозой, ни поэзией называться не могут; публика же – в том числе профессиональная, «продвинутая» – взыскательные художники – ест.

Один из фосфоресцирующих примеров – тексты, представленные на «Нацбесте» в 2010-м: среди таких глыб, как «Т» Пелевина или «Перс» Иличевского, среди таких суперfish’ек, как «Прощание в Стамбуле» г-на Лорченкова или «Сказки не про людей» Андрея Степанова, попадались и номинанты-мутанты – все размышления на тему, впрочем, вывешены на сайте премии natsbest.ru, и добавить к тому нечего┘ Кроме того разве, что зря, быть может, не Лорченкову, а Пелевину, три балла-то мои – тройка, семерка, упс... – отданы. Виктору Олеговичу в каком-то смысле «все равно», да простит меня обласканный тиражами писатель, а вот Лорченков мог бы и «знаменитым проснуться», хотя быть таковым и «некрасиво». Что еще┘

Нет большей пошлости, конечно, нежели непрофессионализм: неряшливое отношение к слову и/или «стертый», «никакой» язык – а именно осетриной второй свежести и кормится большей частью г-н Литпроцесс – имею в виду эгрегор – породивший в т.ч. и сиротский новый реализм (крайне бедный словарный запас подающих большие надежды «писателей», которых с маниакальным упорством выставляют на литвитрину, – за бортом всяческих комментариев). Что же касается Литзакулисья («крупнейшие», «именитые», «имеющие вес» – может, на диету кого?..), то его эгрегор в Процессе над Искусством играет чаще всего роль либо ката, либо гаера, либо манипулятора – в зависимости от того, кого Значительное Лицо «сегодня танцует». Как это там?.. «Я не печатаю книги, я печатаю деньги». Исключений нет: книжный бизнес в первую очередь бизнес. Народившегося ненароком «нового Гоголя» закопать живьем не составит труда. Разумеется, книги должны продаваться. Ну а нет – «фтопку»: туда-то и отправляются нереализованные тиражи. Издателю порой легче сжечь, сдать на макулатуру, нежели отвезти в какой-нибудь интернат, библиотеку или спустить «в слив».

– В слив?..

– На лоточки. «Все по 50 рэ». Кстати, господа сливщики далеко не все сливают: то обложка им не ко двору (слишком мягкая, слишком жесткая), то название «непродажное»...

– А чем вы объясните тот факт, что в современной русской прозе «голимый реализм» выиграл вчистую?

– Ересь. Что такое «выиграл», «проиграл»┘ Мы разве на ипподроме? Или речь о массовке? Массовку обнуляем: интереса не представляет. И что ставится на кон? Если речь идет о ставках, искусство слова «отдыхает». Каждому писателю нужно знать, когда перестать писать, причем некоторым даже не начав: Ежи Лец – «победителям»-индульгентам.

– Какую сторону вы занимаете в противостоянии фрагментарность/сюжетность?

– Сюжет – подпорки для букв: для меня-то важно прежде всего не «что», но «как». А вот у тех же Пелевина – или Уэльбека – или Сорокина – на первом месте «что», и, несмотря на «прокольчик», перед ребятами этими шляпу снимаю уже потому, что им безо всяких какоff удалось сделать с далеко не примитивной читательской массой невозможное (аудитория Сорокина и какой-нибудь дамы, вяжущей – накид, две изнаночные – так называемые стори, как вы понимаете, разнится). А именно: содрать с нее, массы, шкуру, а потом – голышом, без кожи, – заставить прийти за следующей книгой. Если посмотреть на проблему «из космоса», то никакого противостояния между фрагментарностью и сюжетом – при талантливой подаче материала – нет. Каждый пишет тем грифелем, который дан ему от рождения, и спорить о том, кто «главней» – Шукшин или Кундера, – смешно.

– Кому-то из молодых писателей удалось органично совместить «что» и «как»? Кого вы читаете?

– Уф┘ ну что такое «молодой писатель», как не ангажированная мистификация, удобный пиар-ход? Есть писатели – и не. Но вот Анастасии Гостевой все удалось – ее даже перечитывала: в начале 2000-х она выстрелила такими ярчайшими романами, как «Притон просветленных» и «Travel агнец». Увы, потом надолго замолчала, хотя ее тексты талантливы, талантливы по-настоящему┘ Хочется читать еще и еще. Настя, пишите, ок?

– Над чем сейчас работаете, есть ли перспективы «в виде книг»?

– Готовы четыре сборника прозы (один давно сверстан – имею в виду зависшую на два года в «Олимпе» книгу «Короткометражные чувства»┘ Там, кстати, целая серия заморожена; авторский договор – лакмусовая бумажка буквопечатальщика), ну а пятый сборник – «убойная» стихопроза и «безумные» верлибры.

– Что говорят издатели?..

– Они вежливы.

– Будем надеяться, что книги все-таки выйдут┘ Ну а о чем мечтаете, чего вообще хотите добиться в литературе?

– Мечты имеют свойство сбываться, поэтому главное – намечтать правильно. «Неореалистичного» продюсера, скажем. Есть у меня некая «Штуковина» – пьеса для актуального (есть такой? Нет? Пусть будет) театра. Есть и сценарии. Но и СПЕКТАКЛЬ, и КИНО состоятся лишь с режиссером, влюбленным в моих персонажей, – иначе зачем?.. «Фильм – это не сосиски, которые можно производить серийно»: де Лаурентис, подмигивая, машет мне рукой, и уезжает вместе с Феллини┘ Нужно просто «поставить» сон иначе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
372
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
483
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
391
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
332

Другие новости