0
4403
Газета Печатная версия

14.11.2013 00:01:00

Выше Данте

Остапы Бендеры советской литературы и учреждение «Джамбул Джабаев»

Тэги: джамбул джабаев, афера, акын


джамбул джабаев, афера, акын

Джамбул Джабаев: Приключения казахского акына в советской стране: Статьи и материалы/ Под ред. Константина Богданова, Риккардо Николози и Юрия Мурашова. 

– М.: Новое литературное обозрение, 2013. – 308 с.

Лев Лосев вспоминал, как его приятель, нуждаясь в деньгах на покупку кооперативной квартиры, писал диссертации для одной дамы из Туркмении и, между прочим, зачитал приятелям ее письмо: «…Первая глава нашей работы… была обсуждена на кафедре и получила высокую оценку. В связи с этим решено поставить мой доклад на диссертационную тему на заседании местного правления Союза писателей. При этом нам (!) советуют обратить внимание на…» Дальше шло перечисление исторических романов туркменских писателей. Среди слушавших письмо был писатель Борис Стругацкий. Он сказал: «А все-таки самое интересное было бы, если бы ты встретился с теми, кто в самом деле пишет эти туркменские романы…»

На вопрос писателя-фантаста ответ до сих пор не получен, но вот кто писал за степных бардов – туман рассеивается. Книга «Приключения казахского акына в советской стране» посвящена крупнейшей, считают авторы, афере в истории советской литературы, превзошедшей своей наглостью все ранее известное. В сталинские времена обожали недооцененных царской властью самородков: Мичурина – преемника Дарвина, Павла Бажова – великого сказочника. Возникали и свои гении – Лысенко, Лепешинская. Но и на их фоне история с Джамбулом Джабаевым отнюдь не меркнет по своим масштабам и последствиям.

Все началось весной 1936-го – в Алма-Ате получили телеграмму из Москвы от тогдашнего руководителя республики Мирзояна. Он потребовал послать (отмыть, приодеть, снабдить деньгами и провожатыми) в столицу на декаду казахской литературы акына Маимбета, чьи стихи он прочитал в местной газете. Легенда затем превратила телеграмму в звонок из Парижа, что вошло в книгу как альтернативная версия, несмотря на техническую невозможность подобного в то время. Но вот незадача – Маимбета не существовало в природе, он был выдумкой местного поэта Паши Кузнецова, который сочинял стишата от его имени. Он повинился, не раскрывая, впрочем, обмана: «Маимбет- де откочевал с семьей в Китай». Как быть? Местные чиновники от культуры ломали головы, чуя оргвыводы. Надо было срочно искать замену. Далее версии в книге расходятся. По одной – некий находчивый чинуша сказал: «Тут рядом, в Кастеке, живет старик, хороший акын, его весь наш район знает. Ему, однако, уже за 80, но еще бодро ездит на базары. Зовут его Джамбул». По другой – положение спас заезжий писака Андрей Алдан-Семенов: «…в каракулеводческом совхозе «Кара-Костек» в приемной секретаря парткома он увидел глубокого старика в засаленном бешмете и лисьем малахае. Он спросил, кто этот старик.

– Это наш чабан Джамбул Джабаев, – ответил секретарь парткома.

– Почему он ходит с домброй?

– Джамбул поет песни на праздниках».

Как бы там ни было, в Москву поехал 90-летний Джамбул, которому к тому времени срочно сочинили набор песен. В столице чабан-акын глянулся, а вскоре ему и вовсе подфартило, в 1937 году скончался «Гомер XX века» Сулейман Стальский, и место всесоюзного ашуга оказалось вакантным. Посланец степей оказался фотогеничным, экзотичным, колоритно выглядевшим в своем малахае, к тому же не знавшим русского, что явно облегчало процесс творчества для кормившейся вокруг него камарильи секретарей и переводчиков. Как пишет один из авторов сборника Евгений Добренко, «предприимчивые Остапы Бендеры советской литературы превратили его в идеологическую шарманку, производящую восточные оды». В сборнике подробно разбирается механизм создания и функционирования учреждения «Джамбул Джабаев».

Лично акын еще при жизни попал в рай: «…для престарелого акына был отстроен 12-комнатный дом с остекленной верандой, палисадником, баней, летней беседкой, две шестискатные юрты и выделена в личное распоряжение легковая машина «М-1» плюс Сталинская премия 2-й степени в 50 тысяч рублей». Деньгу гребли и «переводчики» – Марк Тарловский, тот же Павел Кузнецов. Сочинять, как указано в «Приключениях казахского акына», было несложно. Надо было лишь тянуть бесконечные:

Пусть запомнит казах-пионер:

Сталин – самый высокий 

пример,

Самый мудрый из всех 

мудрецов,

Самый лучший отец 

из отцов…

А также «отслеживать момент» и своевременно реагировать:

Шпионы оделись в народный 

чапан,

Шпионы: Исаев и Мирзоян.

Да, Мирзоян, породивший невольно Джамбула, погиб как враг народа. Но механизм исправно функционировал вплоть до смерти акына в 1945 году. Джамбулу придумали подходящую биографию.  А в мае 1938-го решили отмечать 75-летие его «творческой деятельности». Авторы материалов, представленных в сборнике, подробно исследуют феномен советских литературных юбилеев. Как раз в те годы прошла их целая череда – от столетия со смерти Пушкина и тысячелетия эпоса «Давид Сасунский» до Алишера Навои и Тараса Шевченко. Особенно интересно описываются ухищрения деятелей культуры относительно Шота Руставели, когда все время смешно путали, что отмечается: 750 лет со дня рождения поэта или же 750 лет выхода в свет «Витязя в тигровой шкуре»? Тогда же под шумок барсова шкура стала «тигровой» – дабы звучало солиднее, а Руставели поставили выше Данте, Гомера и Гете.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Иголка в стоге, фантомный «Лидер», герои «перфоманса»

Флот вооружается «пластмассовыми» кораблями

0
1573
Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Оборонпром Турции задает вектор в создании оружия XXI века

Сергей Козлов

Итоги международной выставки IDEF 2021 в Стамбуле

0
913
«Гром» среди ясного неба

«Гром» среди ясного неба

Александр Степанов

Армия раскрыла ударную мощь российских беспилотников

0
989
Проблемы развития 5G в России не решены

Проблемы развития 5G в России не решены

Николай Поросков

Что нам сулит связь нового поколения

0
552

Другие новости

Загрузка...