Хорошее продастся само...Рисунок Игоря Смирнова
На первый взгляд кажется, что Кругловск – это обыкновенный провинциальный райцентр. Расположен он вдалеке от туристических троп, стоит на берегу небольшой реки Кругловки. Городок чист и уютен, если не обращать внимания на развалины двух церквей, заброшенные стадион с дворцом культуры и вонючий пруд в самом центре.
И мало кто знает, что в заурядном Кругловске есть нечто, ставящее его на один уровень с такими городами, как голландский Хорн, кузница сыроваров, или швейцарский Ла-Шо-де-Фон, рассадник часовщиков. Потому что Кругловск – город мерчендайзеров! Уже несколько веков здесь рождаются только мерчендайзеры и никто больше.
Самый первый мерчендайзер появился в городе еще во времена царствования Павла I. Звали его Сергей.
Но ведь Сергей вряд ли сразу стал мерчендайзером. Кем он был раньше? Откуда пришел в Кругловск? Почему именно он стал первым из кругловских мерчендайзеров? Ответы на эти вопросы есть в кругловском краеведческом музее. Старший мерчендайзер музея, Елена Анатольевна Круглова, знает о зарождении и развитии кругловского мерчендайзинга все, ведь она защитила докторскую диссертацию по теме «Сергей – путь из варягов в мерчендайзеры».
По ее словам, Сергей пришел в Кругловск из финского Зееленграада вместе с рыбным обозом, что являлось в то время самым популярным способом передвижения. Несмотря на русское имя, Сергей был финном, хотя финского языка не знал, как, впрочем, и русского. В первые месяцы жизни в Кругловске Сергей не помышлял ни о каком мерчендайзинге. Он обустраивался, обзаводился нужными знакомствами, что вылилось в его женитьбу на дочери купца Круглова Леночке. Сергей взял за ней хорошее приданое и красивую фамилию, тоже став Кругловым, а вскоре у молодой пары родилась дочка Машенька.
Сергей часами наблюдал за ней и вскоре заметил одну странность в ее поведении – Машенька обожала передвигать сундуки и комоды, то есть менять местами вещи, годами стоявшие в своих углах. Однажды, зайдя вместе с отцом в лавку, принадлежащую ее деду, Машенька так удачно поменяла местами холстину с пенькой, что покупатели разобрали и то и другое.
Сергей задумался и, придя домой, заперся в своем кабинете. А уже вечером он вслух читал домочадцам и слугам свой «Трактат о введении мерчендайзинга в России». Так началось триумфальное шествие кругловского мерчендайзинга сначала по России и Европе, а позднее и по всей планете.
В наше время мерчендайзеров из Кругловска можно встретить везде, где процветает торговля. Они трудятся даже в Амстердаме, в районе «красных фонарей». А работа там считается очень непростой, так как товар в «красных фонарях» живой, часто с истекшим сроком годности, к тому же с большим опытом самостоятельных продаж. Но кругловцы справляются, ведь за их плечами вся многовековая история кругловского мерчендайзинга. Здесь даже дети, когда родители просят их поставить молоко в холодильник, автоматически переставляют прокисшее на уровень глаз, а свежее – на самую нижнюю полку! Видимо, у них это в крови, они появились на свет уже со знанием главного закона мерчендайзинга, который гласит: «Продавать надо плохое, хорошее продастся само».