0
958
Газета Печатная версия

05.04.2018 00:01:00

Гинзбург в космосе

О мертвых именах и двоичных кодах

Тэги: харьков, стилистика, силлаботоника, комбинаторика, коммуникации, метаморфозы, тропы, верлибр


12-13-13.jpg
Екатерина Деришева. точка отсчета. – М.: ЛитГОСТ, 2018. – 62 с.

«точка отсчета» (именно так – с маленькой буквы) – вторая книга харьковского поэта Екатерины Деришевой. Первая называлась «Сплав», и это действительно был микс самых разнообразных техник. От языковых игр («Светлица./ Свет лица… Бес – смысл лица?/ – Бессмыслица!») через верлибр («Когда я была мукой,/ ты ежедневно просеивал/ меня/ через сито,/ и я становилась белее и чище») к вполне традиционной силлаботонике («Безымянная» на рабочем столе/ Господа. Расширение – GIF. Дату – не помню./ За спиною – пара десятков лет,/ а я, радуясь светлому дню, жду преисподню…»). 

Главным стилистическим приемом книги, судя по всему, была грамматическая метафора, так называемое слово в слове, характерное как для детских стихов («На балконе дружно жили/ Мак, нарцисс./ Они дружили»), так и для взрослой комбинаторики в виде метаметаграммы. Создание текста в «Сплаве», призову на помощь лингвистические штудии филолога Ольги Аксёновой, ассоциировалось с игрой и интерпретировалось как игра, скрывая в тропах все ту же игру слов.

Обращение к генезису художественности Екатерины Деришевой важно для понимания особенностей рецензируемого сборника. Название книги, с одной стороны, говорит о новом этапе поэтического пути, а с другой – о принципиальном отказе от прежних приемов. 

Метаморфозы происходят и на сюжетном, и на концептуальном уровнях. От субъектно-ориентированных текстов («указатели мертвых имен»), когда «я», чаще всего выраженное через «ты», еще не отделено от «я» автора через мучительное отстранение и от «я», и от «ты», когда автор уходит за шторку текста («в хитиновой тишине») до принципиального отказа от соприсутствия в тексте, когда субъект растворяется в концептуальном пространственно-временном континууме («3D»). 

Бес – смысл лица? 	Пауль Клее. Маска с маленьким флажком. 1925. Баварское государственное 	собрание картин, Мюнхен
Бес – смысл лица? Пауль Клее. Маска с маленьким флажком. 1925. Баварское государственное собрание картин, Мюнхен

То есть в каждом разделе обнаруживается последовательный отказ от реализованного ранее способа «коммуникации». Покажем это на примерах.

рекой впадать в тебя

в море

вещи оставив на берегу

(«Хроники мертвых имен»)


рубашка объятий тень моей

наготы

ничего не боюсь в радиусе тебя

тела голоса взгляда

(«Кожа»)

ландшафт времени создает

пространство

выращивает каменные 

цветы

поливая ручьями кирпичей 

и булыжников

камни давно между 

нами живут

(«В хитиновой тишине»)


гинзбурги в космосе

собирали двоичные коды

<…>

ждали автобус

<…>

проваливаясь гинзбург сказал

пора обновлять парк

(«3D»)


Если попытаться передать сквозной сюжет сборника, то это путь от личности к обезличиванию, когда чем дальше, тем реже в тексте присутствует «я», а вместо него и перманентно присутствующего адресата появляется некто, практически не связанный с автором и живущий в создаваемом им самим мире.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Это время смертельно

Это время смертельно

Мария Бушуева

Мироощущение тихого кризиса в поэтике Михаила Фельдмана

0
821
Конфликт среди родственников Асада угрожает балансу сил в Дамаске

Конфликт среди родственников Асада угрожает балансу сил в Дамаске

Игорь Субботин

Кузена сирийского президента могут лишить телекоммуникационного бизнеса

0
4183
Верный рыцарь пера и шпаги

Верный рыцарь пера и шпаги

НГ-EL

Ушел из жизни писатель Владимир Свержин

0
1468
…Есть и слова и мысли

…Есть и слова и мысли

Александр Урбан

Сколько талантов надо зарыть в землю, чтобы наступила весна

0
1198

Другие новости

Загрузка...