0
5024
Газета Печатная версия

29.04.2020 20:30:00

Кто сочинит роман о коронавирусе?

В Чеховской библиотеке обсудили возможность появления нового направления в отечественной словесности

Тэги: библиотека имени чехова, коронавирус, роман, эпидемия, чума, декамерон, сага сумерки, фазиль искандер, валентин берестов, бахыт кенжеев, генрих сапгир, вебинар, интернеттрансляции


библиотека имени чехова, коронавирус, роман, эпидемия, чума, «декамерон», сага «сумерки», фазиль искандер, валентин берестов, бахыт кенжеев, генрих сапгир, вебинар, интернет-трансляции Писатели Игорь Савельев, Тимур Валитов и куратор литературного клуба «Классики XXI века» Елена Пахомова в режиме онлайн-беседы обсудили перспективы романа о пандемии. Скриншот трансляции

Страна уже больше месяца находится в условиях ограничения коммуникаций, а крутой роман о коронавирусе до сих пор не появился. Куда смотрят ушлые редакторы издательств? А нужен ли вообще этот роман, когда вся наша реальность стала напоминать плод воображения автора банальных антиутопий? Об этом и состоялся разговор-вебинар «Роман о коронавирусе: как, зачем и для кого писать», организованный литературным клубом «Классики XXI века» (московская библиотека № 8 имени А.П. Чехова), Централизованной библиотечной системой Центрального административного округа города Москвы, литературными мастерскими Creative writing school. Его участники – писатели Игорь Савельев, Тимур Валитов и куратор литературного клуба «Классики XXI века» Елена Пахомова – попытались обозначить наличие или отсутствие смысла создания литературных текстов, затрагивающих проблематику пандемии.

Игорь Савельев накануне этой онлайн-встречи провел в своей фейсбук-аудитории небольшой опрос, пытаясь выяснить заинтересованность читающей публики в «романе о коронавирусе». Среди отзывов наиболее часто преобладал категорический ответ «нет!». Может, сама тема эпидемической катастрофы как историческое, социальное, экономическое событие кажется читателю не слишком актуальной? «Самая страшная пандемия, обрушившаяся на мир, – обратил внимание зрителей Савельев, – случилась 100 лет назад. Это была испанка. Об этой болезни нам сегодня напоминают из каждого утюга. Но книг об этой напасти фактически невозможно найти». «Кроме саги «Сумерки» Стефани Майер, – отметил Тимур Валитов, – один из героев которой, Эдвард Каллен, страдал этим недугом».

Тем не менее роман о коронавирусе формально уже появился. Это упомянутая в эфире Савельевым книга Олега Зоберна «Хроники чумного времени», вышедшая совсем недавно. Правда, уже прозвучали отзывы, что, дескать, истории, включенные в этот «новейший Декамерон», были написаны до начала пандемии. Но первая попытка воспользоваться информационным поводом издателями уже, можно сказать, совершена. «Однако если вы хотите хайпануть на теме коронавируса, – предупредил Савельев, – скорее всего у вас ничего не получится. Вам не удастся подстроиться под эту тему достаточно оперативно».

Отношение читателей и издателей к теме коронавирусной эпидемии сегодня не совсем очевидно, что подтвердили комментарии зрителей вебинара. Многие из них считают, что в жизни и так достаточно негативных событий, чтобы их повторно переживать во время чтения. «Когда эпидемия закончится, – поделился своим мнением Валитов, – многие захотят забыть ее как страшный сон. А если она продолжится, кто пожелает читать о том, что происходит за окном? Но если автор не в силах заставить себя не говорить на эту тему, он, конечно, не должен молчать».

Сами спикеры встречи не собираются следовать информационному поводу и менять свои творческие планы ради воплощения актуальной темы. Вопрос, вынесенный в заголовок состоявшегося онлайн-мероприятия, фактически остался без конкретного ответа. А иного и быть не могло, так как литературные тенденции обычно возникают сами по себе, не спрашивая разрешения у экспертов. Зато эта встреча обозначила новое направление в работе Чеховки, доказав, что круглые столы, дискуссии, творческие вечера могут проходить в режиме онлайн не менее увлекательно, чем в режиме офлайн. В новой афише культурной площадки немало интересного материала, например документальные фильмы о творческих вечерах середины 90-х, записанные стараниями телекомпании АРТ и литературного клуба «Классики XXI века». В программе фильмы о Сергее Гандлевском, Александре Еременко, Бахыте Кенжееве, Фазиле Искандере, Генрихе Сапгире (уже доступны для просмотра), а также Владимире Уфлянде (премьера 30 апреля в 18.00), Валентине Берестове (премьера 6 мая в 19.00) и других замечательных авторах. В «мирное» время эти раритетные материалы хранились в архивах клуба «Классики XXI века», ожидая своего часа. И вот этот час настал. Как говорится, нет худа без добра.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Каждый пятый работник потерял треть оклада

Каждый пятый работник потерял треть оклада

Анастасия Башкатова

Спасением в условиях пандемии стали микрозаймы до следующей зарплаты

0
1217
Театры ищут репертуарные стратегии, кинотеатры стали заложниками прокатчиков

Театры ищут репертуарные стратегии, кинотеатры стали заложниками прокатчиков

Выживут те институции, которые найдут новые актуальные формы работы

0
710
В Ашхабаде пандемии нет, но с ней борются

В Ашхабаде пандемии нет, но с ней борются

Виктория Панфилова

ВОЗ поблагодарила власти Туркмении за противодействие COVID-19

0
1893
Коронавирус разделил мир

Коронавирус разделил мир

Виктория Синдюкова

Профессионалам не хватило профессионализма, чтобы разубедить тех, кто не верит в COVID-19

0
786

Другие новости

Загрузка...