0
428
Газета Печатная версия

29.07.2020 20:30:00

Пушкин и 89 роз

В музее поэта на Пречистенке открылась новая выставка

Тэги: пушкин, сергей лифарь, пречистенка, выставка, музей, одесса, бахчисарай


пушкин, сергей лифарь, пречистенка, выставка, музей, одесса, бахчисарай На открытии выставки Татьяна и Сергей Подстаницкие, Евгений Богатырев и Людмила Ижукова. Фото © Государственный музей А.С. Пушкина

В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Наша Пушкиниана. Частная коллекция Татьяны и Сергея Подстаницких». В экспозицию вошло около 150 работ: портреты, миниатюры, пейзажи, жанровые живописные работы, графика, фарфор, созданные известными русскими художниками, и так называемая россика (творчество иностранных мастеров в России). Все это малоизвестные широкой публике предметы живописного и прикладного искусства начала XVIII – XX века.

Все экспонаты связаны не только с пушкинской эпохой, но с жизнью и творчеством, ближним и дальним кругом самого поэта. Название, выбранное четой коллекционеров, имеет и другой символический смысл. Несколько произведений выставки некогда находились в коллекции одного из самых известных частных собирателей пушкинских реликвий, француза русского происхождения, знаменитого танцовщика и хореографа Сергея Лифаря, который сам называл свое бесценное собрание «Моя Пушкиниана».

Произведения искусства размещены в центральных залах экспозиции. Предметы не просто введены в залы экспозиции, а будут соответствовать и дополнять новой информацией последовательное экспозиционное повествование о жизни Пушкина, его эпохе, тех местах, где поэт бывал, о его близком и дальнем круге современников.

Также в рамках мероприятия выставки состоялись торжественное открытие сада и посадка в нем 89 розовых кустов – ровно столько раз розы упоминались в стихах Александра Пушкина.

Открывали выставку министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырев, коллекционеры Татьяна и Сергей Подстаницкие, а также руководитель питомника роз Людмила Ижукова.

На вопрос, почему экспонаты размещены порознь и разбросаны по большому количеству залов, Сергей Подстаницкий ответил, что в подаче коллекции он сторонник экспериментов. «Здесь мы решили поступить иначе, – заметил он. – Хотелось, чтобы наша Пушкиниана дополняла Пушкиниану из музейного собрания и наоборот».

Евгений Богатырев отметил, что экспозиция гармонично вплелась в структуру пушкинской экспозиции музея «Пушкин и его эпоха»: «Сергей даже в шутку говорит: «Тебе так понравится, что наши вещи висят в твоей экспозиции, что потом и не отдашь. Татьяна и Сергей обладают высоким вкусом и знают толк в произведениях пушкинской эпохи. Они программно искали эти уникальные работы первого ряда, то есть они связаны либо с Пушкиным, либо с его окружением. Например, крымские пейзажи вообще по пальцам пересчитать, их мало изображали».

В Бальном зале разместился экспонат из «пушкинской» коллекции Лифаря, посвященный лицейскому периоду жизни поэта. Это портрет Федора Гольтгоера (Гольдгоера) с сыном Михаилом. В 1824–1840 годах Федор (Фридрих-Август) Григорьевич Гольтгоер был директором Царскосельского лицея, знакомым Александра Пушкина и приглашавшим его почетным экзаменатором в лицей в 1831 году.

О Южной ссылке рассказывает работа Никанора Чернецова «Пушкин во дворе Бахчисарайского дворца». Художник был лично знаком с поэтом. В 1832 году им была написана картина «Кавказ. Вид Дарьяльского ущелья», которую оценил, полюбил и стал ее владельцем сам Пушкин (этот пейзаж висел в рабочем кабинете поэта).

В середине 1830-х годов Никанор Чернецов состоял на службе у графа Михаила Воронцова в Одессе. Жанровый портрет Пушкина в Бахчисарайском дворце написан был Чернецовым в 1837 году.

Рассказ о Крыме, по которому путешествовал в 1820 году Пушкин, продолжает серия рисунков Карла Боссоли. Работы представляют рисованное с натуры крымское имение в Мисхоре. На одной из работ художник изобразил в интерьере хорошо знакомых Александра Пушкину персонажей, в том числе графа Михаила Семеновича Воронцова и его супругу – Елизавету Ксаверьевну, которой молодой поэт в Южной ссылке был очень сильно увлечен.

А среди миниатюр зрители увидят портреты женщин, которыми восхищался и вдохновлялся Пушкин, – княгини Елизаветы Воронцовой, одесской знакомой поэта, и два портрета (до и поле замужества) Елизаветы Ушаковой. В одном из сохранившихся альбомов Ушаковой Пушкин заполнил записями и рисунками 100 страниц, в том числе написал свой «Донжуанский список».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Открытая галерея" Натальи Тамручи – точка сборки арт-пространства

"Открытая галерея" Натальи Тамручи – точка сборки арт-пространства

Дарья Курдюкова

Историк искусства Анна Романова о выставке "Искусство как область свободы"

0
2252
Хранитель культуры

Хранитель культуры

Ушел из жизни филолог и педагог Вячеслав Кошелев

0
477
Человек, несущий радугу. Испанский дом-музей, созданный москвичами

Человек, несущий радугу. Испанский дом-музей, созданный москвичами

Елена Плетнева

0
814
Выставка "Москва. Великая пустота"

Выставка "Москва. Великая пустота"

0
1010

Другие новости

Загрузка...