0
2764
Газета Печатная версия

21.07.2021 20:30:00

Неужели кто-то стал Буддой?

История о законах кармы в духе метамодерна

Тэги: проза, фантастика, детектив, философия, ник перумов, роскон, буддизм, карма, реинкарнация, срединный путь, высоцкий, майк науменко


27-14-1480.jpg
У каждого свой Будда. 
Фото Андрея Щербака-Жукова
Юлия Рыженкова – серебряный лауреат премии «Золотое перо Руси – 2007», победитель мастер-класса Ника Перумова на фестивале фантастики «Роскон-2015». Ее роман «Реинкарнатор» написан в жанрах социальной фантастики и детектива одновременно. Герой ведет расследование в мире реальности закона кармы. В книге органично, хоть и парадоксально, сливаются метамодерн и срединный путь буддизма. Роман можно воспринять и как философское исследование. Здесь нет точных ответов, зато сформулировано приглашение к дискуссии.

Книга начала свой путь в сетевой публикации на портале Литмаркет, где заняла первое место в конкурсе «Альтернативная история». Строго говоря, мир книги – не история, скорее мы видим альтернативное настоящее. Но вселенная «Реинкарнатора» создана по классическим канонам «альтернативки» – в какой-то момент человечество пошло другим путем.

Люди узнали, что законы кармы и перерождения реальны. Буддизм становится самой распространенной религией, большинство людей вспоминает свою прошлую жизнь, но мир остается практически прежним. Читатель легко узнает нашу действительность.

Доказательство бытия кармы (хотелось бы написать – Бога, но это не совсем верно) в мире романа лежит не в плоскости духовного, а в пространстве технических устройств. Существуют приборы для записи кармы и хранилища полученной информации, из которых данные о прошлой жизни переписываются в новое воплощение человека. Практически – доказательство гармонии алгеброй.

Интересный вопрос: может ли доказательство Божественного быть материальным? И возможно ли такое доказательство? Главный герой романа остается атеистом, несмотря на то что каждый день работает с кармографом и способен, как Фома Неверующий, вложить персты в вещественное свидетельство Божественного. Но герой просто работает с прибором, не размышляя об аллегориях.

Возможно, другой автор создал бы абсолютно иную систему общественных, политических и экономических отношений, изменив бытие до неузнаваемости. Но Юлия решила иначе. Большинство людей с древних времен беспечно относились к последствиям своих действий и ставили сиюминутное удовольствие, удобство или выгоду выше перспектив. Ни религия, ни научные открытия, ни распространение доказательной медицины не сумели изменить наше «да пронесет!» и «если нельзя, но очень хочется, то можно». Так почему знание о перерождениях должно что-то радикально поменять в человеческой природе?

Мир романа основан на деконструкции буддизма в реалиях современной России, но лишен привычной постмодернистской иронии. Никто не напевает «если туп, как дерево, родишься баобабом» или «у кого с собою лотос – а ну, садись в него». Возможно, эти песни и не были написаны в мире реальности закона кармы, но наверняка появились другие.

27-14-11250.jpg
Юлия Рыженкова.
Реинкарнатор.– Новосибирск:
Автограф, 2020. – 324 с.
Капля иронии добавила бы «Реинкарнатору» глубины и сделала бы героев чуть человечнее. Но поле персонажа полностью занято обыденной трагедией, знакомой многим читателям: конфликт с родителями, неудачные любовные отношения, тяжелая неблагодарная работа, разочарование в жизни и еще множество привычных, наводящих тоску деталей.

Главный герой Константин – реинкарнатор. Его задача – снимать информацию о карме человека перед смертью при помощи прибора – кармографа. В герое мы можем узнать замотанного, выгоревшего врача скорой помощи. Он не станет вести задушевные беседы, но приложит все силы, чтобы спасти умирающего для будущего перерождения. Фактически Константин спасает души других людей, забыв о своей. Казалось бы, он идет наперекор религиозным наставлениям, но, если присмотреться, мы увидим в его действиях и бездействии Срединный путь, указанный Буддой. Но «Реинкарнатор» не о религии. Следуя веяниям метамодерна, герой, сам того не осознавая, идет к просветлению путем дзен-буддизма, отрицая традицию и священные тексты. Тот самый случай «праведности атеиста», о которых иногда говорят религиозные люди. Нужно ли принадлежать к какой-либо конфессии, чтобы быть праведником или достичь просветления?

Сюжет «Реинкарнатора» – расследование загадочного случая. Нельзя сказать, что это преступление, уничтожение кармы скорее благо. Оно освобождает душу из колеса Сансары. Но как и кто это сделал? Неужели кому-то удастся стать Буддой, не пройдя Восьмеричный путь? Что есть очищение кармы? Возможно ли оно извне? Несомненно, внимательный читатель найдет еще много вопросов в этой книге – и заданных вслух, и оставленных в тени.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Культ гостя никто не отменял

Культ гостя никто не отменял

Андрей Щербак-Жуков

Светлана Некрасова

Семинар-совещание в Махачкале собрал молодых писателей со всей России

0
2603
Любимая бабушка

Любимая бабушка

Александр Гальпер

Рука, торчащая вверх, и другие рассказы социального работника

0
984
Небанальные байки о чудесах

Небанальные байки о чудесах

Лариса Островская

12 рассказов – по-апостольски

0
818
Как же они достали своим Достоевским

Как же они достали своим Достоевским

Игорь Шумейко

Фрагмент романа «Неконтактные племена»

0
1817

Другие новости

Загрузка...