0
1153
Газета Печатная версия

06.10.2021 20:30:00

Первый жилец дома Бродского

Вечер памяти Ильи Тюрина, разговаривавшего с бездной

Тэги: пушкин, пастернак, лермонтов, моссельпром, антологии, рождество, бродский, шекспир


пушкин, пастернак, лермонтов, моссельпром, антологии, рождество, бродский, шекспир Поэты и критики Борис Кутенков и Вероника Третьяк вспоминают ушедшего поэта. Фото Николая Милешкина

Вечер, посвященный поэту и эссеисту Илье Тюрину, трагически погибшему в возрасте 19 лет, состоялся в рамках проекта «Вселенная» и его цикла «Уйти. Остаться. Жить» на новой площадке – в знаменитом здании Моссельпрома (культпроект «Нигде Кроме»). Куратор проекта Николай Милешкин, открывая мероприятие, сообщил, что первым будет видеовыступление поэта, критика Марины Кудимовой.

Марина Кудимова много сделала для популяризации творческого наследия Тюрина. Еще в 2000 году она назвала только что вышедшую его книгу «Письмо» «главным событием миллениума». Кудимова очень эмоционально говорила о судьбе поэта, больше всего запомнились ее слова: «Это удивительный феномен… как говорил Пастернак, что Пушкин выстроил дом русской поэзии, а Лермонтов был первым его жильцом… в каком-то смысле Илья Тюрин был первым жильцом дома, который выстроил Иосиф Бродский…»

В зале зажегся свет… Еще какое-то время всех не покидало странное чувство… чувство тревоги, ожидания и надежды. Сложно представить, что пережила в тот августовский вечер во вторник, 24 августа 1999 года, мама Ильи Тюрина. Именно о ней, журналисте Ирине Медведевой, душевно поведал поэт, критик Борис Кутенков, который с ней был хорошо знаком. Он рассказал, что в последнем интервью Ирина Медведева сказала: «Вместо ожидания Ильи по вечерам мы стали ждать рукописи на «Илья-премию». Эта фраза потрясла присутствующих, оценивших душевный подвиг родных безвременно ушедшего поэта.

«Этот автор… он даже не достиг порога 20-летия. Я с позиции человека, который достиг 20-летия, смотрю на оставленное им наследие и понимаю, что за эту короткую жизнь он успел слишком много», – утвердительно заявила критик Вероника Третьяк. И продолжила: «Вселенная просто бы не выдержала пребывания его в этом мире, настолько оно было концентрированно… Человек в принципе слаб, а Илья Тюрин был слишком силен… Он, как глубокого дарования поэт, каждый день разговаривал с бездной, и для него это было счастье…»

Третьяк сравнила судьбу и поэзию Ильи с поэзией и судьбой Михаила Лермонтова и прочитала стихотворение «Рублев», которое звучит, по ее словам, как лермонтовский текст (стихотворение «Ангел»): «Мне чудится счастье, не данное мне,/ Когда посторонним пятном на стене/ Я вижу Богиню и Сына Ее/ И тело теряю свое./ Мне кажутся знаки их временных бед/ Навечно влитыми в мой собственный свет,/ Как будто узла этих лиц тождество/ Дало мне мое Рождество…» (Стихотворение написано 8 мая 1997 года, Илье еще только 16.) Вероника еще глубже развила мысли Кудимовой о таланте поэта и неизбежности его судьбы: «Это Лермонтов, живший в нашу современность, я могу так сказать…»

Поэт, критик Василий Геронимус проанализировал стихи Тюрина о Москве, отметив талант и зрелость молодого поэта, обратил внимание на стихотворение «В дурном углу, под лампой золотой», которое выделяли и другие выступающие. Интересный монолог о драматических сценах в стихотворных сценах «Шекспир», написанных Ильей в 17 лет, прочла поэт и искусствовед Валерия Исмиева.

Ильи Тюрина нет с нами уже более 20 лет, более пяти лет назад ушла из жизни Ирина Медведева, в этом году не стало отца Ильи, журналиста Николая Тюрина. Но память жива в стихах, эссе и пьесах Ильи, в альманахе «Илья», в поэтах, которые начинали в «Илья-премии», людях, когда-то открывших для себя мир Ильи Тюрина.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
374
Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Дышит упоением роскоши, юности и наслаждения

Виктор Леонидов

Фигура Константина Батюшкова оказалась в тени. И не только для специалистов, но и для миллионов читателей

0
342
Дело Булгарина живо

Дело Булгарина живо

Елена Бучумова

Библиофилы решили, что и сегодня есть враги Пушкина – в букинистических магазинах

0
308
Государь император сам будет первым цензором

Государь император сам будет первым цензором

Амаяк Тер-Абрамянц

Поэт и власть: как не поссорились Александр Сергеевич и Александр Христофорович

0
2648

Другие новости