0
789
Газета Печатная версия

27.10.2021 20:30:00

Аллегория позволяет интерпретировать

Иллюстрированные комментарии к «Божественной комедии» Данте

Тэги: италия, данте, божественная комедия, иллюстрации, философия, карл маркс, эйнштейн, дарвин, квантовая физика


италия, данте, «божественная комедия», иллюстрации, философия, карл маркс, эйнштейн, дарвин, квантовая физика Переводчик Дмитрий Тихомиров, автор книги Франческо Форте и ведущий встречи Никита Пименов. Фото Руслана Ахмерова

В Москве состоялась презентация книги «Скрытые миры Данте. Философские заметки на полях «Божественной комедии», которая вышла в рамках программы культурного обмена «Арка: Италия–Россия» и посвящена 700-летней годовщине со дня смерти Данте Алигьери. О книге рассказали ее автор, генеральный консул Италии в Москве в 2017–2021 годы, исследователь итальянской литературы и философии Франческо Форте, режиссер Владимир Хотиненко, куратор проекта Екатерина Кожанова, автор иллюстраций книги Артем Плетнев.

«Скрытые миры Данте» – это путешествие по шедевру мировой литературы. Это богато иллюстрированное издание знакомит не только со структурой поэмы, но и с философией Средневековья, идеями древнегреческих и римских философов, дает возможность сопоставить их с научным видением мира, включая современные представления о реальности в квантовой физике.

В прологе книги автор свидетельствует: «Произведение это настолько глубоко, что выдержало испытание временем, и даже в наш век, в котором «Бог умер» такой неисправимый атеист, как я, читает и перечитывает его. Часто я нахожу утешение в рифмах Данте, смиряюсь перед ясностью его наставлений и предостережений».

На презентации Франческо Форте рассказал, почему он решился написать подробный комментарий: «Речь идет о фундаментальном аспекте, а именно об аллегории. Аллегория, как поэзия, оставляет нечто неопределенное, то, что позволяет себя интерпретировать. Конечно, в ней есть и большая рациональная часть, поскольку аллегория должна иметь смысл, но также она хранит в себе личный аспект «Божественная комедия» актуальна до сих пор потому, что мы можем опустить ее в наше настоящее и заново интерпретировать личностным образом послание Данте. Когда я впервые представил «Божественную комедию», исходя из этого подхода, если пролистать книгу, станет понятно, что речь идет о Данте, но также и о Карле Марксе, Альберте Эйнштейне, Чарльзе Дарвине, о квантовой физике, о великой этике, о принципах свободы и добродетели. Именно из-за своего аллегорического значения эта работа может быть прочтена в любую эпоху».

Интересно, что на русском языке книга выходит раньше, чем на итальянском: в Риме книга как результат сотрудничества Италии с Россией будет представлена 3 ноября, а в Равенне, где в этом году проходят события, посвященные юбилею Данте, – 6 ноября.

На вопрос корреспондента «НГ» о дальнейших планах Екатерина Кожанова сказала: «Мы рассматриваем эту книгу именно как проект, потому что здесь огромный потенциал других форматов. У нас есть планы работы с книгой как с арт-проектом, а значит, будут и выставка, и лекции». Франческо Форте высказался более подробно: «Что касается иллюстраций Артема Плетнева, я являюсь их правообладателем. Может, я кажусь симпатичным человеком и со мной приятно общаться, но уверяю, что работать со мной очень тяжело. Жить с самим собой – это вообще невозможно, кошмар. Но Артем был очень терпелив – он приходил с одной иллюстрацией по два-три раза, а я все говорил: «Не пойдет, это ты не понял, переделай». 140 иллюстраций… Эта работа заняла более двух лет. Я хочу устроить большую выставку исключительно из иллюстраций. И не только потому, что мне эти иллюстрации нравятся, но и потому, что Артем этого заслуживает… Это молодой художник, он не очень известен, однако он заслуживает внимания».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бог свидетель – правду говорю

Бог свидетель – правду говорю

Константин Кедров-Челищев

Маяковский, Пушкин, Голем и другие творческие люди

0
410
Возится со словами, как крот

Возится со словами, как крот

Елена Семенова

Сергей Бирюков о Велимире Хлебникове и функции коллективного сознания народа в творчестве одного человека

0
1961
Интеллектуальный авантюрист Гофман

Интеллектуальный авантюрист Гофман

Виталий Лехциер

0
304
Строгие черты неформальности

Строгие черты неформальности

Арсений Анненков

Преодоление творческого в «закорючках» Петра Мамонова

0
1048

Другие новости