0
2720
Газета Печатная версия

01.12.2021 20:30:00

О грехопадении под яблоней

Сказка 16+ об амазонках, пресс-секретаршах и свече имени Яблочкова

Тэги: бунин, россия, сказки, толстой, архитектура


45-13-13250.jpg
Кирилл Рожков. Мы едем к тебе:
Повесть-сказка– Астрахань:
Общенациональная ассоциация
молодых музыкантов, поэтов
и прозаиков, 2021. – 134 с.
(Румбы фантастики).
Какие литературные произведения приходят вам на ум при упоминании слова «яблоко»? Вероятно, «Антоновские яблоки» Бунина, «Лето Господне» Шмелева, а может, молодильные яблочки из русских народных сказок? По прочтении повести Кирилла Рожкова «Мы едем к тебе», жанр которой сам автор в полушутку определяет как «сказка 16+», к этому ряду у вас прибавится и она. Ее действие начинается в доме, окруженном яблоневыми деревьями, в городе, опоясанном роскошными яблоневыми садами. «Грехопадение» главной героини, от лица которой ведется рассказ, также происходит под яблоней; несколько раз в тексте упоминается фамилия изобретателя Яблочкова, когда персонажи зажигают свечу его имени.

«Значит, дело происходит в царской России?» – предположите вы. О нет! Перефразируя Толстого, скажу так: все смешалось в повести Кирилла Рожкова. Здесь в соответствии с модными ныне тенденциями (вспомним хотя бы того же «Лавра» Водолазкина с его пресловутой пластиковой бутылкой в средневековом лесу) вы встретите представителей и приметы разных эпох: амазонок и пресс-секретаршу, мэров, губернаторов и князей, конку и джип, вполне себе во веки веков хомяка и звероящера, а также другие, вроде бы несовместимые в одном временном пласте артефакты.

Да и само действие происходит в несуществующих городах и весях: Вейк, Ягли, Черол, Набокия, островная империя Раму-Аму… Впрочем, в них пытливый читатель вполне может найти сходство с реально существующими, тем более что жителей, архитектуру и другие особенности некоторых городов автор описывает подробно. Они предстают перед героиней, которая отправилась на поиски пропавшего отца, художника по профессии и в душе и одного из владельцев малопонятного по своей деятельности картеля. Путь с ней разделяет лучшая подруга Марианна, молодая замужняя женщина, мама двоих детей, заядлая курильщица, огонек сигареты которой освещает весь долгий и полный приключений путь.

Огонек, огонь, пламя – это тоже своего рода герои повести: огонь взрывов газа в заброшенном подземелье, пламя комплексной природно-техногенной катастрофы, зарево лесных пожаров, огонь отошедшей в иные миры души, девиз героини «Сгорая сам – свети другим!» и жар души героев, которые ищут смысл жизни. А таковых здесь немало. Это и сама главная героиня, Наташа; и Андрей, человек из прошлого Марианны, который в поисках смысла пошел в водолазы и исследует морские глубины; и возлюбленный Наташи, научный работник, одержимый поиском редкого ископаемого, находка которого, увы, не принесла радости, потому что эксперименты с ним привели к неожиданным и неполезным результатам.

В исповедальном монологе этого молодого человека о доле ученого с ее неминуемой и непредсказуемой порой ответственностью, с выводом о невозможности уйти от самого себя я нашла сходство с размышлениями автора, которого давно знаю и чьи произведения читаю.

А есть ли в повести кто-то, кто этот смысл жизни нашел? Есть. Это доктор Лидия, собирательный образ знаменитых личностей – доктора Лизы и Нюты Федермессер. Доктор Лидия знает точно, в чем предназначение человека, что делает жизнь осмысленной. Оно, в частности, в том, чтобы, воспринимая чужое страдание как свое, помогать страждущим. И это не чистый разум, а ее существо. Прототип стопроцентно узнаваем, за небольшими исключениями, обусловленными своими уже законами данной повести.

Лирико-эпическое отступление о докторе Лидии – не единственный прием автора для привлечения внимания читателя. В повести использованы стихи, воспоминания Марианны о прежней жизни и даже прочитанная в газете логическая задача со следователем и подозреваемым, которую героини пытаются решить.

Их путь в поисках отца увлекателен и временами опасен. Но следить за этим интересно, а конец ждет неожиданный: трагический и оптимистический одновременно.

Жизнь продолжается, несмотря ни на что. И так же светят звезды на небе, и так же волнуют очередные поколения людей вопросы бытия. И так же благоухают ароматом яблочные сады.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Бывшим украинским судьям заплатят пенсию после проверки прошлого

Бывшим украинским судьям заплатят пенсию после проверки прошлого

Иван Родин

Правительство требует исключить из закона тех, кто принимал решения не в интересах РФ

0
1032
Болконский тонок и угрюм

Болконский тонок и угрюм

Борис Колымагин

Лев Толстой продолжает оставаться в фокусе внимания литераторов, и темы, поднятые им, продолжают жить в социокультурном пространстве

0
498
В РПЦ подхватили тренд на борьбу с коррупцией

В РПЦ подхватили тренд на борьбу с коррупцией

Андрей Мельников

Высший общецерковный суд лишил сана епископа и двух священников

0
5525
Киевская митрополия обратила против гонителей их же казуистику

Киевская митрополия обратила против гонителей их же казуистику

Милена Фаустова

Украинские чиновники намерены прекратить деятельность религиозной организации

0
5203

Другие новости