0
234
Газета Проза, периодика Печатная версия

24.12.2025 17:02:00

Внутренние компасы

29 авторов – о спасении и поиске смысла

Тэги: маяки, прозаик


48-12-3480.jpg
Маяк всегда сохраняет
метафизическую силу. Иван
Айвазовский. Неаполитанский
маяк. 1842. Музей армянской
конгрегации мхитаристов,
Венеция
Сборник «Маяки» объединил под одной обложкой 29 рассказов стольких же авторов под редакцией Алексея Небыкова. Заявленная тема не рамка, а трамплин для коллективного высказывания, производящего эффект стереоскопического зрения – «стереоэффект», где целое куда значимее суммы частей. Особую цельность сборнику придают иллюстрации Алисы Бошко, чей стиль тонко созвучен общей атмосфере – балансу между реальностью и ирреальным.

Для подавляющего большинства авторов маяк – не инженерное сооружение, а многогранная метафора: спасения, смысла, памяти, высшего суда или внутреннего компаса. Это превращает сборник из цикла «рассказов о маяках» в глубокое исследование человеческого предназначения. Доминирует фантастическая и мистическая линии, где маяк и его смотритель выступают проводниками между мирами, дарящими откровение или испытание.

Камертон задает открывающий рассказ Алексея Небыкова «Всяких полно. Живых мало» – притча-антиутопия, где запертые в маяке люди проходят чудовищный эксперимент на человечность. Философская жесткость этой прозы находит отзвук в других текстах: в «Бортовом журнале» Йохевед Дабакаровой природа мстит за убийство китов, а в рассказе Анны Безукладниковой «Не уходит» на заброшенном острове ставший смотрителем убийца содержит «пансионат» для душ своих жертв, создавая мрачную и совершенную метафору неискупимой вины.

В противовес этому во многих историях смотритель маяка – фигура спасительная, носитель высшей мудрости. В рассказе Ольги Михайленко «Маяк» он является героине в московском метро со словами «свети так, не ожидая ничего», возвращая ей волю к жизни. У Марины Кулаковой («Катя идет на Маяк») маяк и его династия хранителей становятся воплощением любви, а у Ольги Кузьмишиной («Света») в постапокалиптическом мире «смотрителями» оказываются ангелы из Министерства Просвещения, где маяками служат люди с неугасшей душой.

48-12-11250.jpg
Маяки. Сборник
рассказов.– М.:
Вече, 2025. – 352 с.
(Время прозы.
Редакторская серия
Алексея Небыкова)
Даже в самых реалистичных историях маяк сохраняет метафизическую силу. В рассказе Анны Антиповой «На краю света» вид маяка помогает героине разорвать токсичные отношения и обрести новый путь, а в пронзительной миниатюре Ксюши Вежбицкой «Последний волонтер» роль маяка, ведущего героиню к гибели и подвигу, исполняет собачий приют, который она стремится спасти во время эпидемии. Авторы исследуют сакральную природу света во тьме, долга и надежды.

Сборник демонстрирует, что удачно составленная антология – не механический набор текстов, а самостоятельное художественное произведение, где возникает особая химия смыслов. «Маяки» – именно такой случай, задающий высокую планку для проектов подобного формата.  


Читайте также


Все служит лире

Все служит лире

Олег Лапшин

Стихи о холодном утюге и особом маяке, с которым не сравнится даже луна

0
750