0
1161
Газета Печатная версия

01.12.2021 20:30:00

Путеводитель по опасному роману

«Мастер и Маргарита» – книга для любителей разгадывать головоломки

Тэги: мастер и маргарита, булгаков, понтий пилат, иешуа, тайны, кошмары


45-14-1480.jpg
В конце 80-х годов дом № 10 по Большой
Садовой особенно казался порталом
в неизведанное. 
Фото Андрея Щербака-Жукова
Едва ли найдется в мировой литературе другое произведение, которое может похвастаться таким повальным маниакальным вниманием к себе, как «Мастер и Маргарита» Булгакова. Разве что Библия, но нет, она все же объект специального чтения, не для каждого. Булгаковский же роман доступен всем, только умей читать. Необычайная сила притяжения привязывает к нему людей любых возрастов и характеров, любого уровня образования и уже не отпускает того, кто раз отведал ее соблазна. Даже находясь на полке, это произведение Булгакова не дает чуткому сознанию покоя, напоминает о себе, заманивает в глубины. В романе все время кто-то одиноко и неутомимо копается, подсвечивая себе налобным фонарем. Результаты раскопок представляют собой скопище исторических справок, научно обоснованных заключений, безумных предположений, досужих домыслов.

О романе написано множество работ, статей, книг. И книга Николая Опатерного дополняет этот ряд, являясь плодом многолетней увлеченной работы исследователя, который не остановился на роли вдумчивого читателя, а стал членом «Дискуссионного клуба» в Музее М.А. Булгакова и участником литературных вечеров в московском «Булгаковском доме».

В книге две части. В первой, «От впечатления к анализу», детально исследуются и комментируются отдельные фрагменты романа: «Никогда не разговаривайте с неизвестными»; «Погоня»; «Роман о Понтии Пилате», в том числе «Суд Пилата», «Поединок Пилат–Каифа», «Казнь», «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа»; «Погребение»; «Мастер и Маргарита. История любви»; «Может ли Бог обращаться с просьбами к падшему ангелу?».

Во второй части, «Что я могу еще сказать», представлены ранее написанные статьи Опатерного о романе «Мастер и Маргарита»: «Причина тоски Пилата в свете воззрений соционики»; «В каком году Воланд посетил Москву, или Почему не прав Барков»; «Вера Михаила Берлиоза»; «О грешном Иуде замолвите слово»; «Кем был на самом деле апостол Иуда Искариот».

Книга представляет собой добросовестный труд, в основах которого пристальное изучение всех вариантов «Мастера и Маргариты», исторических и литературных источников, на которые опирался Булгаков, многочисленных исследований, посвященных роману.

45-14-11250.jpg
Николай Опатерный.
«Мастер»-класс Михаила
Булгакова.– М.: Юрсервитум,
2021. -352 с.
В разделе «Никогда не разговаривайте с неизвестными» любопытны рассуждения о причинах расправы Воланда с Берлиозом. Они опираются на логичное замечание, что наказать скорее следовало Бездомного за его дерзкие высказывания в адрес Воланда. Но убит был Берлиоз, как чиновник, организовавший травлю Мастера и критику романа, в публикации которого Воланд был лично заинтересован.

Раздел «Погоня» концентрирует внимание на квартире 47 в доме № 13, куда врывается Бездомный, преследуя тройку злодеев. Зачитываясь романом, мы проносимся по квартире и выскакиваем оттуда вместе с потрясенным поэтом, не успевая разобраться в обстановке. Но Опатерный не спешит покинуть квартиру, он остается в ней, изучая предметы и обстоятельства.

В разделах, посвященных истории Пилата, даны справки об исторических личностях и особенностях административного правления Рима во времена, в которые разворачивается действие соответствующих глав романа.

Особый интерес представляет авторский анализ пары Пилат–Иешуа с позиций соционики, где Пилат – логико-интуитивный интроверт, а Иешуа – этико-сенсорный экстраверт. Отношения между такими типами называются дуальными. Дуалы дополняют свойства друг друга, что делает их отношения комфортными. Этим обосновывается взаиморасположение прокуратора и его пленника.

У книги Опатерного живой голос, тон спокойный, серьезный, иногда, смотря какой момент рассматривается, в интонации сквозят ирония, сочувствие или сожаление. И все-таки… Все-таки, прочитав новую книгу о «Мастере и Маргарите», непременно задаешься старым вопросом: что такого притягательного в этом романе? Что не позволяет просто закрыть его и поминать добром?

Грань между кошмаром сказочным и кошмаром настоящим стерта. Путешествие по пространству романа реально небезопасно. Да, в нем много бутафории, комизма и сатиры, много исторических деталей и фактов, но они не мешают злу спокойно существовать в созданном писателем мире, не устаревая, не ослабевая. И если квартира, которую в романе избрало своим штабом зло, признана нехорошей, то к роману Булгакова можно применить тот же эпитет, где «нехороший» означает «опасный». Михаил Афанасьевич открыл бездну, то, что сегодня принято называть «портал», через который возможен выход в другие реальности, нередко с угрозой гибели.

Роман «Мастер и Маргарита» расшевеливает глубинную человеческую страсть к разгадыванию страшных тайн и кладоискательству, внушает мысль о зашифрованных в нем посланиях. Всякое исследование о романе дает ориентиры, намечает тропы, чтобы по ним можно было пройти между прошлым и будущим, светлым и темным и не оступиться. Книга Опатерного – обстоятельный, содержательный, и, что особенно важно, надежный путеводитель по опасному роману.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Недетские сказки

Недетские сказки

Андрей Щербак-Жуков

Памяти кинодраматурга и писателя-фантаста Сергея Дяченко

0
728
Надо снова научиться жить

Надо снова научиться жить

Виктор Песенный

Киев и Михаил Булгаков, Федор Крюков и «Тихий Дон», Юрий Лужков и Дом русского зарубежья на Таганке

0
2259
А царь-то добрый!

А царь-то добрый!

Андрей Щербак-Жуков

Пять героев в преддверии апокалипсиса

0
2360
Откуда эта чертовщина?

Откуда эта чертовщина?

Андрей Стрыгин

Правдивый рассказ кота Не-Бегемота

0
3447

Другие новости