Актерская пара Евгений Цыганов – Юлия Снигирь была органична в образах булгаковских героев. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита» стал самым обсуждаемым событием первого месяца 2025 года – и самой спорной экранизацией великого романа Булгакова. Ее премьера на канале НТВ 19 января в Крещение вызвала шквал критики: многих возмутил выбор даты показа этой неоднозначной картины.
Сразу после премьеры в Сети появились диаметрально противоположные отзывы, мемы и споры о том, насколько лента соответствует духу первоисточника. Ругали сценарий за весьма вольные отступления, за пропуски и домыслы ( как кто-то точно сформулировал: «Разобрали роман на части и пересобрали по собственной схеме, а главное – изменили структуру повествования»). Но и хвалили тоже – за игру актеров, за визуальную картинку. Красота и масштабность ленты многих впечатлили; некоторых впечатлили отсылки к современности и злободневность (а кое-кто утверждал, что за тем и была затеяна эта экранизация).
Знатоков булгаковского романа особо удручило отсутствие философской линии: авторы сосредоточились в большей степени на московских событиях, нежели на происходящем в Ершалаиме. Демонические мотивы оказались акцентированы, а философская и христианская (Иешуа и Пилат) отодвинуты на второй план. В итоге у создателей вышла то ли постбулгаковская антиутопия, то ли фэнтези на тему футуристической Москвы.
…В городе победившего коммунизма орудует свита Воланда: Москва 1930-х выглядит фантастически зловеще, с достроенным Домом Советов, огромными статуями вождей и парящими над ними дирижаблями, с Патриаршими прудами имени Карла Маркса.
У Булгакова история начиналась с появления Воланда на Патриарших, фильм Локшина начинается с полета Маргариты и погрома квартиры критика Латунского. Зрители знакомятся с Мастером, когда он приходит в театр на репетицию своей пьесы «Пилат» и узнает, что премьера отменена. Его вызывают в Дом литераторов на собрание, посвященное его пьесе как «апологии религиозного мракобесия». Далее следует придуманная сцена товарищеского суда…
Если посетители кинотеатров ругали картину за чересчур вольную интерпретацию классики, то телезрители, посмотревшие фильм 19 января, раскритиковали сам факт показа, посчитав демонстрацию мистического фильма в большой православный праздник неуместностью и неуважением к чувствам верующих. У религиозной общественности показ фильма с антирелигиозным подтекстом в светлый праздник тем более вызвал возмущение, а РПЦ назвала его «пропагандой темных сил» и вызовом традиционным ценностям.


