0
2882
Газета Печатная версия

15.06.2022 20:30:00

Пишите письма…

Но лучше все-таки стихи и романы

Тэги: серебряный век, александр блок, андрей белый, владимир набоков, георгий адамович, дмитрий мережковский, зинаида гиппиус, петр струве, валерий брюсов, литература, политика, дружба, письма, максимилиан волошин


Серебряный век отечественной литературы и продолжившая его первая волна русской эмиграции ассоциируется в первую очередь с такими романами, как «Петербург» Андрея Белого и «Дар» Владимира Набокова, поэтическими сборниками «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока и «Европейская ночь» Владислава Ходасевича, а также рядом других не менее значимых произведений.

При этом за пределами внимания большинства читателей оказывается огромный пласт эпистолярного наследия поэтов и писателей, позволяющий лучше понять их взаимоотношения, как дружеские, так и связанные с разнообразнейшими «литературными войнами». Впрочем, нередко все это смешивалось. Например, поэт и литературный критик Георгий Адамович, много лет друживший с Зинаидой Гиппиус, был крайне удручен ее манерой всех и вся поучать. Автор романа «Чертова кукла» (как, впрочем, и ее супруг Дмитрий Мережковский) давно искренне полагала, что существуют два мнения – неправильное и мое. Поэтому Адамович на ее замечания не без резкости возражал: «Ваше письмо меня рассердило (хуже: «разозлило»). (…) Дело вот в чем. Когда я пишу о себе, что «сделал то-то» или «люблю то-то», я не жду суда над собой. Между тем Вы – всегда судья. Если Вам пишешь «А есть А», Вы отвечаете: это хорошо или это плохо. И так всегда. На каком основании и по какому полномочию (праву) Вы судите?»

Не менее ценно было и деловое общение. Особенно между представителями разных искусств. Так, сотрудничество философа Петра Струве и Валерия Брюсова позволяет лучше понять взгляды поэта на философские тексты, а знаменитого «веховца» – на литературные. Правда, некоторые их оценки ныне выглядят несколько анекдотически, характеризуя не столько ставших объектами критики мыслителей или литераторов, сколько самих авторов. Например, Струве писал о «Петербурге»: «Роман плох до чудовищности. А, конечно, если Белый человек талантливый и если бы он себя взял в руки, из него мог бы получиться очень крупный писатель». А в другом послании добавлял: «Мне лично жаль огорчать Белого, но я считаю, что из расположения к нему следует отговорить его от печатания подобной вещи, в которой проблески крупного таланта утоплены в море настоящей белиберды, невообразимо плохо написанной». По счастью, философ, по собственному признанию, в оценках писателей «становился все менее и менее «личным» и нападал не так уж часто.

Естественно, в дружеские споры и деловое общение нередко вмешивалась банальная политика. Тот же Струве объяснял Брюсову причины его неудачной попытки привлечь к участию в журнале популярного беллетриста и литературного критика Викентия Вересаева: «Уклонение» Вересаева я предвидел: как социал-демократу ему неудобно печататься в «Русской мысли».

В этой связи интересны также не только письма, но и исследования, позволяющие лучше понять диалог (зачастую заочный) разных писателей, их оценки одного и того же явления или события. Так, например, в творчестве Вячеслава Иванова и Максимилиана Волошина события 9 января 1905 года («Кровавое воскресенье») нашли отражение в стихах «Астролóг» и «Ангел мщения», в которых поэты предрекали грядущую смуту.

Вот как получается: часто писали письма, много общались (в гостях у того же Иванова или Гиппиус и Мережковского). Остается понять, когда они успевали писать свои шедевры. Наверное, в перерывах между письмами и дружескими беседами. Когда оставалось время.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1494
Почему Трамп не Никсон

Почему Трамп не Никсон

Дмитрий Родионов

Сделки президента США оказались невостребованными в Москве и Пекине

0
1670
«Города надежды» – основа развития регионов России

«Города надежды» – основа развития регионов России

Елена Безденежных

Создание комфортной среды проживания требует консолидации усилий бизнеса и государства

0
1622
Константин Ремчуков. Китай начинает испытания 92 метровой сверхтяжелой ракеты-носителя для полета на Луну в 2030-м году

Константин Ремчуков. Китай начинает испытания 92 метровой сверхтяжелой ракеты-носителя для полета на Луну в 2030-м году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 10.11.25

0
2861

Другие новости