0
3728
Газета Печатная версия

10.08.2022 20:30:05

Вишну в три шага пересек тленную вселенную

Мерцающая рифма Хлебникова и объем свободы стиха

Тэги: поэзия, память, авангард, велимир хлебников, интегральный стих, ритмика, метрика, строфика, даниил хармс, николай гумилев, гаспаров


29-9-1480.jpg
Поэты антологии, в чьем творчестве
есть примеры Интегральной поэзии.
Издание антологий поэзии – русской, зарубежной, советской… было всегда популярным и востребованным делом. Вышедшая только что «Антология Интегрального стиха» – совершенно новый опыт объединения в одном сборнике отдельных авторов и их произведений. Уже этим еще пахнущая типографской краской книга вызывает интерес. Автор вводной статьи и комментариев, составитель выпуска – поэт, эссеист, педагог, доктор филологических наук Александр Бубнов, который уже более пяти лет занимается концепцией так называемого Интегрального стиха, или И-стиха. Книга «посвящается памяти поэта и литературного критика Людмилы Геннадьевны Вязмитиновой, возглавлявшей в последние годы секцию поэзии Московского союза литераторов (МСЛ)». Это подчеркивается еще несколько раз – и не случайно.

В «Хронике» читаем: «Март 2017. VI арт-лит-фестиваль «Курский Контекст». «Школа-студия стиха» Курской областной библиотеки им. Н.Н. Асеева (основатель и руководитель школы-студии Анатолий Афанасьев, Курск). Первое обсуждение концепции Интегрального стиха, представленной Алесандром Бубновым, основателем и куратором арт-лит-фестиваля «Курский Контекст». Именно тогда Людмила Вязмитинова участвовала в мероприятии «Майские Интегральные чтения» в рамках ZOOM-проекта «В.Л.А.Б. оратории слова» как куратор вместе с Бубновым, в августе того же года была участником вторых «Интегральных чтений».

Самое трудное при чтении сборника – найти ответ на вопрос «А что же все-таки за явление И-стих?» Александр Бубнов, который к тому же является автором графики и дизайна книги, фотографии на обложке, сразу пытается ввести в суть. На четвертую страницу обложки гармонично вписывается его немного сокращенная цитата из статьи: «Интегральный стих – нерегулярный по всем компонентам стих, в котором эти компоненты (рифма, метрика, строфика и т.д.) находятся в интеграции, без явного преобладания какого-либо из компонентов». Как сказала бы, наверное, героиня фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!»: «Объясните. Очень туманно». Ну, собственно, этим объяснением филолог и занимается далее.

И все-таки главные герои этой книги – поэты. Их 16, и составитель очень бережно относится к ним, несколько раз перечисляя всех авторов. Итак, в «Антологию…» вошли произведения поэтов Николая Архангельского, Сергея Бирюкова (Германия), Игоря Бурдонова, Людмилы Вязмитиновой, Валерия Галечьяна, Дмитрия Гвоздецкого, Ингрид Кирштайн, Бориса Колымагина, Николая Милешкина, Татьяны Михайловской, Марии Поповой, Vlad ПRЯхина, Елены Ткачевской, Андрея Цуканова, Ивана Чудасова, Ирины Чудновой (Китай). Подобраны стихотворения разных лет, совершенно непохожие по стилю и содержанию, и в этом также несомненный плюс сборника.

29-9-16250.jpg
Антология Интегрального стиха:
Выпуск 1 / Предисловие,
комментарии, составление,
общая редакция А.В. Бубнова.–
Курск: ООО «Учитель»,
2022. – 136 с.
В подборке Людмилы Вязмитиновой есть стихотворения 1998, 2017 и других годов, но особенно выделяется «Памяти поэта и литературного критика Владимира Герцика» 2019 года: «И вот стою я, уже почтенных лет от роду, / поэт и литературный критик/ (так именуется моя персона в биографических справках,/ опубликованных во множестве бумажных и сетевых изданий),/ стою в одном из ритуальных залов ЦКБ г. Москва…» Следующее уже было опубликовано в 2020 году в сборнике «Хроники и-zoom-ленного времени (поэзия эпохи самоизоляции)»: «выхожу один я/ ты выходишь один/ он выходит один/ он выходит один/ он выходит один…/ выходим по одному/ и входим по одному/ такое вот броуновское движение/ эпохи самоизоляции…»

Постепенно начинаешь прислушиваться к внутреннему звуку стихотворений, колебанию ритма. Иногда останавливаешься и становишься немного философом, скажем, читая строки Валерия Галечьяна: «вишну в три шага/ пересек тленную вселенную/ я пересечь нетленную душу/ трушу». Доходишь до единственного стихотворения поэта-минималиста Дмитрия Гвоздецкого в сборнике «Памяти моего района»: «надвигается/ недвижимость». Всего два слова, но каких! А может быть, они могут стать ключом к понятию И-стиха?..

Переходишь к чтению комментариев, пытаясь разобраться. В статье Бубнова «Интегральный стих: от формы к философии» такой ответ: «…двустишие-двусловие Дмитрия Гвоздецкого (2019) выглядит как интегральные качели… Первое слово – из 5 слогов с ударением на 3-м слоге, второе слово – из 4 слогов с ударением на 2-м слоге. И контраст, и единство. Единству в данном контексте способствует именно незначительное колебание по слогам и ударениям…»

После такого объяснения, взяв на вооружение слово «качели», начинаешь читать других поэтов чуть более осмысленно, вслушиваясь в качающийся ритм строк. Например, в миниатюру Николая Милешкина 2020 года: «что за любовь: / ни детей, / ни стихов». Почти как японское хокку, это стихотворение способно вызвать грустную улыбку. Тихо грустишь и вместе с Андреем Цукановым: «Столько лет заполнял я канистры/ Невидимыми миру слезами/ Слезинка за слезинкой/ Соленые – как кислота соляная/ Пробовал на себе – так и есть…» Даже если бы в сборнике были только произведения 16 поэтов, все равно его можно было бы считать достойным внимания. Но в книге есть еще исследование, позволяющее понять новое направление в литературе. Александр Бубнов написал комментарии к каждому автору для одного или двух стихотворений. В статье он рассказывает об истории формирования понятия Интегрального стиха, анализирует «мерцающую рифму… по своеобразным вертикалям, горизонталям, диагоналям…» стихотворений Велимира Хлебникова, проводит некоторые параллели к авторам сборника, вспоминает «интегральную поэтику» Николая Гумилева, обращается к литературоведам Михаилу Гаспарову, Юрию Орлицкому.

29-9-2480.jpg
Рисунок подтверждает: «комплексный
(интегральный) анализ показывает, что И-стих
может во многих случаях сочетаться
как со свободным, так и с гетероморфным
стихом».  Иллюстрации из книги
А еще он свои исследования иллюстрирует. На третьей странице обложки – рисунок, подтверждающий: «комплексный (интегральный) анализ показывает, что И-стих может во многих случаях сочетаться как со свободным, так и с гетероморфным стихом». Александр пытается смотреть в будущее: сформулировать новое понятие сверх-свободного стиха, доказывая свои выводы рисунком «Пирамида интеграции компонентов стиха в нерегулярных формах», при этом добавляет: «Устремленные ввысь векторы «Пирамиды интеграции…» (см. рисунок) призваны создать некоторый объем свободы – полетное трехмерное пространство философии стиха, принципиально освобожденного от условностей форм, внесистемно, сверхсистемно, сверх-свободно – в пределе своем! Ибо любой текст может быть преобразован в VERSИИфикации (или интеграции версий) автора, филолога, интерпретатора, издателя… Чем во многом и «интересуется» концепция И-стиха». Невольно вспоминаются тут идеи и пафос Циолковского.

Статья и комментарии в книге – это, несомненно, ее остов. И в целом возникает ощущение, что «теория» и «практика», выступив в комплексе, взаимно дополнили друг друга. Конечно, людям, не искушенным в стиховедении, сложно будет вникнуть в премудрость разнообразия метров, рифмовок, внутренних рифм и тому подобного... Но все же по прочтении всех разборов начинает просверкивать истина. Как кажется, наиболее точно Александру удалось это изложить в разборе стихотворения Марии Поповой (которая вместе с Ириной Чудновой, между прочим, выступила также в качестве редактора антологии): «В стихотворении «люди что приговорены…» ярко выражено одно из главных свойств И-стиха – единство формы в контрасте длин строк. В частности, самые длинные строки акцентируют (наверное, интуитивно) рифму «ТЭЦ и/ крест свой», которая вряд ли была бы так заметна, если бы не было такого разнообразия в отношении длины строки… В целом нерегулярное чередование более длинных и более коротких строк для И-стиха весьма характерно, но… необязательно, как и многое другое в И-стихе. Потому что И-стих использует в своем арсенале если не бесконечное, то очень большое количество составляющих его приемов, компонентов… Важно еще раз подчеркнуть – все они взаимодействуют друг с другом комплексно, интегрально, с минимизацией границ между ними…»

В финале добавим, что вводная статья Александра Бубнова «На интегральном рассмотрении (вместо предисловия)» сама по себе сделана очень поэтично, насыщена цитатами и аллюзиями. И в ней мы можем найти образы, важные для понимания поэзии. Например, такой: «Когда мы говорим и подсознательно делаем паузы, чтобы набрать воздуха, не являются ли эти цезуры самыми что ни на есть естественными стихоразделами в творимой здесь и сейчас истинной стихотворной речи?» Вот вам, пожалуйста, пища для размышлений. А в самом деле, не говорим ли мы все стихами, господа?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как Дон Кихот в дурацком колпаке

Как Дон Кихот в дурацком колпаке

Ольга Василевская

О стихах, похожих на разоренный книжный стеллаж

0
228
И каплет на девичье лоно

И каплет на девичье лоно

Владимир Соловьев

К столетию «Эротических сонетов» Абрама Эфроса

0
377
В поисках слова

В поисках слова

Борис Колымагин

«Поэтическое литературоведение» Сергея Бирюкова

0
134
Любить солнце

Любить солнце

Михаил Филиппов

Вехи пути: геолог-шестидесятник, слушатель литкурсов, писатель

0
64

Другие новости