0
6037
Газета Печатная версия

12.10.2022 20:30:05

Охота на покемонов из будущего

Гротескные образы новой книги Виктора Пелевина

Тэги: пелевин, проза, юмор, владимир сорокин, фантастика, будущее, политика, виртуальная реальность, дополненная реальность, покемоны, афоризмы, максимы, шоубизнес


пелевин, проза, юмор, владимир сорокин, фантастика, будущее, политика, виртуальная реальность, дополненная реальность, покемоны, афоризмы, максимы, шоу-бизнес Видите под кустом покемона? И мы не видим… А Пелевин видит.

На обратной стороне титульной страницы, над выходными данными значится: «В оформлении переплета использованы изобразительные работы В. Пелевина». Также указано, что по лицензии использовались иллюстрации из зарубежной библиотеки картинок. На обложке карикатурное изображение самурая и название: «KGBT+». Самурай явно лицензионный, а вот шрифтовое решение названия, по-видимому, работы Виктора Олеговича… Название очевидным образом соединяет КГБ и ЛГБТ. Два главных российских кошмара и два главных русских ужаса. Пелевин из года в год говорит нам вообще-то одно и то же. Можно даже сказать, одно и то же слово: очнитесь. Вас разводят, а вы ведетесь. Ну, нет разницы между диктатурой КГБ и диктатурой ЛГБТ. Потому что и то и другое – диктатура. Другое дело, что за ЛГБТ могут преследовать, и это плохо. А КГБ – сам преследователь и есть.

Пелевин – фантаст, и в этом со временем только еще больше убеждаешься. С фантастики он начал в конце 1980-х, эту линию он продолжает и в новых книгах. Даже, пожалуй, более явно и откровенно, чем, скажем, в 1990-х. Тогда он по крайней мере писал о нашей современности, травестировал окружающую реальность. Этот художественный прием тех лет можно было назвать оккультной публицистикой – он живописал мистическую изнанку рядовых событий. Теперь же Пелевин ушел в глубокий гротеск. Он пишет про будущее, которое если и наступит, то очень не скоро и не у нас. Не то что не в нашей стране, а вообще не в нашей вселенной. Это такое виртуальное будущее, если хотите, дополненная реальность. Словно в популярной в недалеком прошлом игре для мобильных телефонов – смотришь на знакомые места сквозь экран гаджета, а под реальным кустом сидит нарисованный покемон. Охота на таких вот покемонов из будущего и составляет содержание последних книг Пелевина.

38-9-2480.jpg
А здесь и куста нет, и покемон какой-то
неканонический. Вот так всегда...
Фото Андрея Щербака-Жукова
Действие новой книги Пелевина происходит в мире, сконструированном писателем в его предыдущем романе – «TRANSHUMANISM INC.». Это мир, в котором «богатые люди смогут отделить свой мозг от стареющего тела – и станут почти вечно в особом «баночном» измерении. Туда уйдут вожди, мировые олигархи и архитекторы миропорядка. Там будет возможно все. Но в «банку» пустят не каждого. На земле останется зеленая посткарбоновая цивилизация, уменьшенная до размеров обслуживающего персонала, и слуги-биороботы». К тому же это мир победившего матриархата, эта тема возникает в еще более раннем произведении писателя – романе «Непобедимое солнце».

Между делом хочется заметить, что, если на обложке «TRANSHUMANISM INC.» стоит значок «16+», то на «KGBT+» – уже «18+». Автор еще смелее и провокационнее высмеивает гендерные, либеральные, виртуальные и прочая, и прочая перегибы. Герой книги участвует в войне между Европой и Азией, служит культу, 100 лет сидит в «баночной тюрьме», в результате он «известен всей планете как титан перформанса и духа», «автор классических стримов». Он «вбойщик», звезда шоу-бизнеса, автор нового виртуального искусства. В книге две части. «KGBT+» можно воспринимать и как единый роман, и как две отдельные повести – как хотите. Пелевин в этом смысле универсален. Первая – «THE STRAIGHT MAN. ДОМ БАХИИ» – это как бы предыстория, рассказывающая о жизненном пути героя. Вторая – «THE LATE MAN. KGBT+» – собственно текст, повествующий о творческом успехе героя. Здесь не только история, но и афористичные советы опытного «вбойщика» начинающим коллегам. Эти советы-максимы заверстаны в отдельные рамочки, здесь они называются словечком «мема»; они прекрасны, как все афоризмы Пелевина, и годятся не только для «вбойщиков» будущего, но и для всех творческих людей, желающих достичь успеха. Да и не особенно творческим людям они будут весьма полезны: «Не смешивай творческое с личным. Нагадишь себе и здесь и там. Как говорили крэперы в карбоне, «не люби, где поешь, и не пой, где живешь». Раздели свою жизнь на водонепроницаемые отсеки – если затопит один, другой останется на плаву. Иначе тебя потопит первый же крупный айсберг». Или: «В любой двусмысленной ситуации думай прежде всего о ее медийном эхе. Тебя постоянно снимают. Сыграй свою роль так, чтобы тебе не смогли пришить ничего, кроме беспредельного гуманизма, любви и сострадания к людям. Отыграв, не мешкай – садись на телегу и сваливай. Не давай этим сукам сделать плохую картинку. И, конечно, не называй их суками. Все и так знают». И наконец: «Гори-гори ясно. Но не играй с огнем. Сам должен понимать».

Главный герой наполовину японец, наполовину европеец; он жил в Японии и Бирме, однако в совершенстве знает английский и немецкий языки. Он тоже универсален…

Одновременно с бумажной книгой «KGBT+» вышла ее аудиоверсия. «Голосами» книги стали актер театра и кино Максим Суханов и музыкант Feduk.

38-9-16250.jpg
У Пелевина есть верные поклонники, они просто ждут его книг, волнуются, переживают, а потом читают и обсуждают. Да, предъявляют претензии: здесь, мол, недотянул, а здесь перетянул. Хотя в общем и в целом, слава богу, все хорошо и мир не рухнул. Осенью вышла очередная книжка – значит, и в самом деле мир пока еще не рухнул, а если рухнул, то не окончательно и не бесповоротно. Последнее, кстати, объединяет верных поклонников Пелевина и требовательных, скажем так, его почитателей. Для последних тоже невероятно важен своевременный выход очередного тома. Сознаемся, и для нас это так. Но требовательные, как мы их назвали, поклонники Виктора Олеговича постоянно выдвигают ему претензии. Радикалы говорят, что у него хороши только повести и рассказы, романы же прекрасны только фрагментами. Менее радикальные называют тот или иной роман «последним хорошим», прочие же им уже не так нравятся. Не будем с ними спорить. Потому что рассказы и повести Пелевина и впрямь совершенны, а великолепные куски и фрагменты есть в каждом романе. Мы не считаем, что писатель остановился в своем развитии или что у него есть явные провалы. Скорее наоборот, стабильность, с которой Пелевин очередной раз «разочаровывает», многих может только восхищать.

Да не пишет он хуже. Он остается одним из лучших современных русских прозаиков, просто время меняется, мы меняемся, в стране и мире происходит бог знает что, вот и воспринимаем Пелевина так остро, так болезненно, так по-разному. А Пелевин всегда актуален. В этом его прелесть, его пафос: «Особенно мне нравились куклы воинов. Я помогал мастеру, когда он делал фигурки Тоетоми Хидэеси и его генералов. Меня волновал блеск лака на шлемах и доспехах. Оружие из тонких металлических пластинок было по-настоящему острым – один раз я здорово порезал палец крохотным мечом.

Я знал, что эти куклы живы – хоть, может быть, и не так, как я. Практически без помощи старика я сделал из отходов его производства пару самураев, сидящих на походных стульях. Старик одобрил мою работу, сказав, что у меня есть призвание к этому искусству.

Сам же я был куклой не вполне для Японии обычной. Воспитывали меня в вольнолюбивом светском духе – и образование мое было весьма глубоким, с европейским уклоном. Я несколько лет посещал Токийский императорский университет.

Выучив английский (и немного немецкий), я прочел в оригинале уйму великих книг, обучавших жителей Европы убивать своих королей и жечь города».

Даже если он пишет не про будущее, даже если он пишет про прошлое, все равно он говорит нам о том, что происходит именно здесь и как раз сейчас:

«В наш грозный двадцатый век с его верой в могущество разума и «коллективное творчество масс» (певцы прогресса отчего-то не узнают в нем отката к пирамидам), солдатом быть почетно, а служителем культа стыдно».

Трагедия в том, что мы – и уже довольно давно – живем не в мире Пелевина, а в мире Владимира Сорокина.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Екатерина Трифонова

Верховный суд РФ выдал ориентир для решений о выдворении иностранцев

0
929
В КНР протесты против кремации вылились в протесты против Компартии

В КНР протесты против кремации вылились в протесты против Компартии

Владимир Скосырев

Стремление властей отучить жителей страны от обычая хоронить в земле приводит к волнениям с политическим оттенком

0
1117
Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Иван Родин

Стратегия национальной политики должна принести результаты

0
922
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
1814

Другие новости