0
1974
Газета Печатная версия

21.12.2022 20:30:00

У нас

Тэги: борис пастернак, выставка, гмирли, поэзия, переделкино


48-11-1480.jpg
ГМИРЛИ предлагает уйти с головой в чтение
Пастернака.  Фото предоставлено ГМИРЛИ
ЛЕД ПАСТЕРНАКА

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (ГМИРЛИ) сообщил о том, что трехчастный выставочный проект Дома-музея Б.Л. Пастернака и проектной группы «вДаль» «Мы были музыкой во льду» продолжает серию выставок, посвященных работе над различными текстами автора «Доктора Живаго». Название «Мы были музыкой во льду» – цитата из поэмы Бориса Пастернака «Высокая болезнь», у которого известны две редакции (1923 и 1928). Каждая из трех частей проекта посвящена художественному осмыслению разных этапов работы с текстом «Высокой болезни».

Первые две части проекта («Текст» и «Комментарий») были созданы на верхнем этаже веранды Дома-музея Б.Л. Пастернака в Переделкине. Третья часть проекта («Личное и общее») открывается в мансарде Дома Любощинских-Вернадских (Зубовский бульвар, 15, стр. 1, мансарда).

Первая часть предлагала зрителю «войти в текст», как обычно читатель «входит» в книгу, художественное решение выставочного пространства стало прямой цитатой пастернаковского перевода Рильке – «Весь с головою в чтение уйдя…». На выставке можно было прочитать обе редакции – 1923 года (впервые опубликована в журнале «ЛЕФ») и 1928-го (публикация в «Новом мире»). Входя в слои разнофактурной бумаги (папиросной, кальки, пергамента, ватмана), посетитель в полном смысле «погружался в чтение», сопровождавшееся разнообразными звуками: шуршанием, шелестом, треском, скрежетом.

Вторая часть «Комментариев» – художественный образ самого процесса комментирования, исследование мемуарных и художественных текстов современников Пастернака, газетных публикаций, официальных документов и частной переписки. Комментаторами – филологами, историками, архивистами – не столько интерпретируется сам текст, сколько восстанавливаются фактура и фактология описываемого времени. За строками «Мы были музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму» встает образ разоренного, голодного и холодного быта послереволюционной Москвы, когда приходилось обменивать семейные чайные сервизы на хлеб и крупу. В результате пристального вглядывания в текст кураторы выставки как бы расширяли его в своем сознании и обнаруживали новые поводы для комментирования.

Третья часть проекта «Личное и общее» – своеобразный стихотворный палимпсест – станет визуальным воплощением текста «Высокой болезни». Авторы проекта убеждены, что только таким образом можно избежать прямой и банальной иллюстрации текста, приблизиться к метафорическому смыслу всего произведения. Создатели выставки полагаются на способность читающего не пасовать перед трудностями и демонстрируют максимальное доверие к его художественному чутью и воображению.

Выставка продлится до 19 марта 2023 года.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Собрание Пушкинского музея пополнилось редкой картиной

Анастасия Башкатова

Коллекция как напоминание о принадлежности к западноевропейской цивилизации

0
1010
 Выставка  "Солнечный сад"

Выставка "Солнечный сад"

0
773
Выставка  "В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу"

Выставка "В ожидании чуда. Посвящение Марку Шагалу"

0
778
А жил я в доме возле Бронной

А жил я в доме возле Бронной

Александр Балтин

К 25-летию со дня смерти Евгения Блажеевского

0
854

Другие новости