0
3417
Газета Печатная версия

15.03.2023 20:30:00

«Известный враль и лжец» Владимир Бурнашев

Пушкин, Лермонтов, Греч, Булгарин и многие другие в анекдотах и сплетнях

Тэги: история, пушкин, анекдоты, журналистика, лесков, лермонтов, политика


8-15-11250.jpg
Владимир Бурнашев.
Воспоминания петербургского
старожила. В двух томах / Сост.,
автор предисловия,
комментариев и аннотированного
указателя имен А.И. Рейтблат.–
М.: Новое литературное обозрение,
2022. – 512 с. + 504 с.
(«Россия в мемуарах»).
Эта книга долго не могла выйти в свет. Ее автор, литератор Владимир Петрович Бурнашев (1810–1888) публиковал свои мемуарные очерки в газетах и журналах. Его анекдоты и сплетни из жизни писателей или известных государственных и общественных деятелей пользовались большой популярностью. На ее волне Бурнашев подготовил книгу, продал рукопись издателю Вольфу и ожидал, что его сочинение объемом в несколько томов будет напечатано в 1875 году. Но тут разразился скандал. Читатели, хорошо знавшие как эпоху, так и героев воспоминаний Бурнашева, обратили внимание на многочисленные неточности, ошибки в датах и именах, пристрастность автора, а то и выдумки в его сочинениях. В его мемуарах люди, которые не могли собраться вместе, вели длинные беседы, и автор каким-то образом их запомнил. К тому же Бурнашев сообщал компрометирующие сведения об умерших известных людях. Особо негодовал поэт, литературный критик, князь Петр Андреевич Вяземский, утверждая, что Бурнашев «известный враль и лжец», и просил более не печатать его. После резкой критики в печати Вольф отказался издавать эту книгу.

Бурнашев не лгал специально. Его просто не интересовала точность или достоверность. Такие детали: кто именно, когда или где – в анекдоте значения не имеют. Главное – передать суть. Его мемуары – любопытная энциклопедия слухов и сплетен, анекдотов об известных деятелях, распространенных в его время, и именно этим они ценны. Этот текст независимо от его литературной ценности или правдивости является важным источником для понимания эпохи.

Именно поэтому литературовед, историк, пушкинист Юлиан Григорьевич Оксман подготовил к печати мемуары Бурнашева в сокращенном виде «Журналисты пушкинской поры» для советского книжного издательства Academia. Книга должна была увидеть свет в 1934 году, но этого не случилось. В этом году был арестован директор издательства, опальный советский вождь Каменев. По мнению Абрама Ильича Рейтблата, это событие и стало причиной невыхода книги Бурнашева, не являющегося ни революционером, ни классиком и поэтому оказавшегося ненужным в создавшихся условиях разнообразных идеологических ограничений.

Историк русской литературы Рейтблат, комментируя эти мемуары, пришел к выводу: «Бурнашев может неправильно привести имя и отчество известного лица, ошибиться в датировке события, но сами блоки, из которых он «складывает» свою «конструкцию», достоверны, то есть события имели место или по крайней мере о них шла речь».

В этой наконец-то изданной книге Бурнашев рассказывает о своих современниках Пушкине, Лермонтове и их дуэлях, о Грибоедове, Грече, Булгарине, Канкрине, Ермолове, о петербургских редакциях и многом ином. Судьба этого мемуариста незавидна. За свою долгую жизнь он написал невероятно много, но умер в нищете. Его последним прижизненным читателем был Лесков. Он финансово поддержал всеми забытого старика, использовал его воспоминания в своей работе и написал о нем очерк «Первенец богемы в России».

Читателю ХХI века стала доступна книга, важная не только своим содержанием, но и личностью автора, принадлежащего к журнально-газетным пролетариям, как правило, не интересующим исследователей великой литературной эпохи.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Власти Индонезии хотят реабилитировать диктатора

Власти Индонезии хотят реабилитировать диктатора

Владимир Скосырев

С президента Сухарто посмертно снимают часть обвинений

0
724
История страны – в истории семьи, или О родителях и детях 1990-х

История страны – в истории семьи, или О родителях и детях 1990-х

Вера Цветкова

Юрий Быков снял криминальную сагу, его коллеги – семейную, однако прилагательные тут взаимозаменяемы  

0
575
Законотворчество четко следует за заказом сверху

Законотворчество четко следует за заказом сверху

Иван Родин

Правительство не решилось отвергнуть инициативу депутатов и сенаторов о "студенческих семьях"

0
1456
Конволюторы и аллигаторы

Конволюторы и аллигаторы

Елена Бучумова

Библиофилы рассказали об изданиях, объединенных под одним переплетом

0
132

Другие новости