0
7333
Газета Печатная версия

06.09.2023 20:30:05

Чем неизвестнее, тем интереснее

Книга о ведущем кинофантасте СССР готовилась 40 лет

Тэги: кино, фантастика, космос, через тернии к звездам, москва кассиопея, отроки во вселенной, стэнли кубрик, джордж лукас, звездные войны, космическая одиссея 2001, спецэффекты, кир булычев, василь быков, великая отечественная война, экология, кра


32-9-2480.jpg
Ричард Викторов во время съемок фильма
«Через тернии к звездам».
Помню, давным-давно, примерно 35 лет назад, когда я только делал свои первые шаги в журналистике, я брал интервью у одного из ведущих советских аниматоров – Владимира Тарасова. Его самая известная работа – мультфильм «Контакт», в котором художник и инопланетянин напевают мелодию Нино Рота из фильма «Крестный отец». Думаю, многие помнят этот маленький шедевр. Кроме прочего, я задал Владимиру Ильичу вопрос: «Как по-вашему, существует ли советское фантастическое кино?» Я ждал абстрактного размышления, хотел вывести режиссера на длительную беседу. Однако ответ был конкретным и предельно кратным: «Есть. Ричард Викторов». С ним трудно было не согласиться. Я хорошо помню время, когда на экраны нашей страны вышел фильм «Через тернии к звездам». И хорошо помню вопрос кого-то из близких: «Ты уже видел «Через тернии к звездам»?» Сказано было не «Советую сходить на фильм» и не «Собираешься ли ты на него сходить?», а именно так – без доли сомнения, что этот фильм рано или поздно посмотреть необходимо. Можно сколько угодно говорить, что феномен этого в том, что российский зритель в те годы не видел фильмов, которые снимались на Западе, и других фантастических картин у нас было чрезвычайно мало. Неправда! Эти картины точно попали в ритм моего поколения. Нигде больше я не чувствовал той замечательной смеси лирики и оптимизма, веры в человека и обеспокоенности о его судьбе. Дело же не в спецэффектах… Хотя и они были. Стэнли Кубрик, режиссер «Космической одиссеи: 2001», прочитав дневники Викторова, признавался, что создавал в кадре иллюзию невесомости теми же способами, как и Ричард Николаевич. Он тоже снимал под водой, но с великим трудом побеждал проблему, создаваемую пузырьками углекислого газа, выдыхаемого актерами. А нашими мастерами были созданы специальные аквалангистские баллоны – из одного поступал кислород, а в другом собирался углекислый газ, в воду ничего не выбрасывалось.

Об этом в конце 80-х вдова режиссера, актриса Надежда Викторова рассказывала на творческих вечерах в Центральном детском кинотеатре – был такой на улице Бахрушина, возле метро «Павелецкая». Тогда же она делилась со зрителями своими планами составить книгу о Ричарде Викторове.

«Наше будущее и прошлое соединено воедино незримыми нитями в жизнях людей, – писала она, объясняя важность подобного издания. – И день сегодняшний завязывает узелки «на память» из прошлого в будущее, черпая материал, накопленный жителями планеты.

Сегодня время необыкновенное. Сегодня как никогда нам надо знать свое прошлое и беречь память о тех, кто шел впереди своего времени».

Режиссер Ричард Викторов и его творчество как ничто другое воплотили в жизнь эту идею неразрывной связи прошлого и будущего. Две его ранние работы посвящены Великой Отечественной войне. Картины «Третья ракета» и «Обелиск» поставлены по одноименным повестям Василя Быкова. Наиболее известные фильмы, принесшие ему всесоюзную популярность, – дилогия «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», а также «Через тернии к звездам» – фантастика, обращенная в будущее. «Ричард Викторов пережил сложнейшее время нашего отечества и сумел отразить не только его, но и смог толкнуть нас на осмысление экологической проблемы мира, – замечает в предисловии Надежда Викторова. – Фильм-предупреждение «Через тернии к звездам» – это фильм про людей, мечтающих о прекрасном будущем для нашей планеты». Причем, что особенно важно, картины Викторова обращены к молодому зрителю, к тем, от кого зависит будущее. Ричард Викторов по первому образованию был преподавателем русского языка и литературы. Учитель с большой буквы, он умел общаться с юной аудиторией. О чем бы он ни снимал кино – о прошлом или о будущем, – это всегда было мудрое и поучительное кино о сильных и решительных людях, с которых хочется, как говорится, делать жизнь. Это было поучительное кино, но не нравоучительное. Викторов всегда умел обойти пошлость и ложный пафос.

32-9-4480.jpg
Ричард Викторов. Тернии / Сост.
Анна Р. Викторова.– М.:
Зебра Е, 2023. – 616 с.
Владимир Тарасов был абсолютно прав: Ричард Викторов в свое время практически единолично был воплощением советской фантастики. Показов по телевидению «Москву–Кассиопею» и «Отроков во Вселенной» школьники ждали с нетерпением. Несмотря на то что фантастика в Советском Союзе и в литературе, и в кино была в роли падчерицы, Викторов именно за фантастические фильмы получил свои самые крупные награды – Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых и Государственную премию СССР. Его картины были премированы и в СССР, и за границей – в Триесте, Кишиневе, Баку, Хихоне, Вильнюсе…

Сейчас трудно представить, но до выхода «старой трилогии» «Звездных войн» Джорджа Лукаса Советский Союз лидировал в области кинофантастики. Так, фильм «Через тернии к звездам» под названием «Женщина-андроид» был в прокате в США и других стран мира.

Викторов обладал невероятным талантом убеждать и добиваться своего. «Ему удавалось то, что не получалось у других режиссеров, – писал его соавтор по сценарию картины «Через тернии к звездам», писатель Кир Булычев. – Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посвящал общению с учеными, занятыми проблемами завтрашнего дня. В результате Р. Викторов не только сам стал серьезным профессионалом, единственным, кто последовательно стремился делать фильмы о перспективе, но ему удалось воспитать единомышленников – операторов, художников-комбинаторов…» Путем небольших договоренностей он умел добиваться больших результатов. Один из авторов сценария дилогии «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» Исай Кузнецов рассказывал, что они с Авениром Заком были решительно против сцены, в которой юные будущие космонавты утром перед полетом идут на Красную площадь, они считали это непростительным компромиссом. Однако Викторов поступил по-своему и снял этот эпизод так, что в нем никто не заметил пошлости, а только здоровый патриотизм. Конечно, во многом он держится на замечательной песне композитора Владимира Чернышева на стихи Роберта Рождественского: «Я возьму этот большой мир,/ Каждый день, каждый его час,/ Если что-то я забуду,/ Вряд ли звезды примут нас./ Если что-то я забуду,/ Вряд ли звезды примут нас». Возможно, именно этот нехитрый прием с Красной площадью помог фильму пройти сквозь редакторские и цензурные рогатки Госкино.

Это упорство в достижении поставленной цели унаследовали дети Викторова Анна и Николай. Анна перехватила эстафету работы с одним из самых популярных писателей-фантастов Советского Союза Киром Булычевым. По его рассказам «Выбор» она сняла необычайно тонкую короткометражку «Альтернатива» – фильм-размышление на тему, что такое родина… Николай подарил вторую жизнь фильму «Через тернии к звездам» – перемонтировал и переозвучил картину и повторно выпустил в прокат…

32-9-3480.jpg
Кир Булычев и Ричард Викторов пишут
сценарий фильма «Через тернии к звездам».
Материалы из архива Анны Викторовой
А вот с книгой долгое время не везло. В 80-е годы она не вышла. Пролежала несколько лет в издательстве. Цель была – сделать красивое, обильно иллюстрированное и хорошо оформленное издание. А в то время книжный рынок заполонил поток книг, сделанных наспех. Однако от мечты сделать книгу о Викторове его дети не отказались.

«Сегодня время необыкновенное…» – писала в начале 80-х Надежда Викторова. Сейчас время еще более необыкновенное, и книга, которая составлялась 40 лет, вышла. 600 с лишним страниц, множество архивных фотографий, раскадровки к фильмам, заметки Василя Быкова, Кира Булычева, Сергея Юткевича, рассказы о встречах с Иннокентием Смоктуновским, Георгием Жженовым, Станиславом Любшиным… И все это чередуется воспоминаниями и размышлениями самой Надежды Викторовой и любовно составлено Анной Викторовой. В книгу даже вложен плакатик с чертежами звездолета «Астра» из фильма «Через тернии к звездам».

А открывается издание строками самого Ричарда Викторова: «Как режиссер люблю работать над разнообразными жанрами и формами. Считаю, что чем неизвестнее, тем интереснее, хотя и можно сломать себе шею. Не меняю только своего отношения к миру, в котором главное для меня – совершенствование человеческой личности в борьбе добра со злом».

40 лет как ушел из этого мира режиссер Викторов, не успев доделать фильм «Комета» – сатирическую комедию, сценарий которой был также написан совместно с Киром Булычевым. Но фильмы главного кинофантаста Советского Союза продолжают воспитывать в молодых зрителях любовь к родине в широком смысле – к нашей планете Земля.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
1640
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1162
Раду не устроила отставка из-за коррупции всего лишь одного министра

Раду не устроила отставка из-за коррупции всего лишь одного министра

Наталья Приходко

Шумное "дело Миндича" вызвало скандал в обществе

0
1809
Хуситам пригрозили "Красной волной"

Хуситам пригрозили "Красной волной"

Игорь Субботин

Саудовская Аравия приняла у себя масштабные военные учения

0
1658

Другие новости