0
5616
Газета Печатная версия

06.09.2023 20:30:05

Чем неизвестнее, тем интереснее

Книга о ведущем кинофантасте СССР готовилась 40 лет

Тэги: кино, фантастика, космос, через тернии к звездам, москва кассиопея, отроки во вселенной, стэнли кубрик, джордж лукас, звездные войны, космическая одиссея 2001, спецэффекты, кир булычев, василь быков, великая отечественная война, экология, кра


32-9-2480.jpg
Ричард Викторов во время съемок фильма
«Через тернии к звездам».
Помню, давным-давно, примерно 35 лет назад, когда я только делал свои первые шаги в журналистике, я брал интервью у одного из ведущих советских аниматоров – Владимира Тарасова. Его самая известная работа – мультфильм «Контакт», в котором художник и инопланетянин напевают мелодию Нино Рота из фильма «Крестный отец». Думаю, многие помнят этот маленький шедевр. Кроме прочего, я задал Владимиру Ильичу вопрос: «Как по-вашему, существует ли советское фантастическое кино?» Я ждал абстрактного размышления, хотел вывести режиссера на длительную беседу. Однако ответ был конкретным и предельно кратным: «Есть. Ричард Викторов». С ним трудно было не согласиться. Я хорошо помню время, когда на экраны нашей страны вышел фильм «Через тернии к звездам». И хорошо помню вопрос кого-то из близких: «Ты уже видел «Через тернии к звездам»?» Сказано было не «Советую сходить на фильм» и не «Собираешься ли ты на него сходить?», а именно так – без доли сомнения, что этот фильм рано или поздно посмотреть необходимо. Можно сколько угодно говорить, что феномен этого в том, что российский зритель в те годы не видел фильмов, которые снимались на Западе, и других фантастических картин у нас было чрезвычайно мало. Неправда! Эти картины точно попали в ритм моего поколения. Нигде больше я не чувствовал той замечательной смеси лирики и оптимизма, веры в человека и обеспокоенности о его судьбе. Дело же не в спецэффектах… Хотя и они были. Стэнли Кубрик, режиссер «Космической одиссеи: 2001», прочитав дневники Викторова, признавался, что создавал в кадре иллюзию невесомости теми же способами, как и Ричард Николаевич. Он тоже снимал под водой, но с великим трудом побеждал проблему, создаваемую пузырьками углекислого газа, выдыхаемого актерами. А нашими мастерами были созданы специальные аквалангистские баллоны – из одного поступал кислород, а в другом собирался углекислый газ, в воду ничего не выбрасывалось.

Об этом в конце 80-х вдова режиссера, актриса Надежда Викторова рассказывала на творческих вечерах в Центральном детском кинотеатре – был такой на улице Бахрушина, возле метро «Павелецкая». Тогда же она делилась со зрителями своими планами составить книгу о Ричарде Викторове.

«Наше будущее и прошлое соединено воедино незримыми нитями в жизнях людей, – писала она, объясняя важность подобного издания. – И день сегодняшний завязывает узелки «на память» из прошлого в будущее, черпая материал, накопленный жителями планеты.

Сегодня время необыкновенное. Сегодня как никогда нам надо знать свое прошлое и беречь память о тех, кто шел впереди своего времени».

Режиссер Ричард Викторов и его творчество как ничто другое воплотили в жизнь эту идею неразрывной связи прошлого и будущего. Две его ранние работы посвящены Великой Отечественной войне. Картины «Третья ракета» и «Обелиск» поставлены по одноименным повестям Василя Быкова. Наиболее известные фильмы, принесшие ему всесоюзную популярность, – дилогия «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», а также «Через тернии к звездам» – фантастика, обращенная в будущее. «Ричард Викторов пережил сложнейшее время нашего отечества и сумел отразить не только его, но и смог толкнуть нас на осмысление экологической проблемы мира, – замечает в предисловии Надежда Викторова. – Фильм-предупреждение «Через тернии к звездам» – это фильм про людей, мечтающих о прекрасном будущем для нашей планеты». Причем, что особенно важно, картины Викторова обращены к молодому зрителю, к тем, от кого зависит будущее. Ричард Викторов по первому образованию был преподавателем русского языка и литературы. Учитель с большой буквы, он умел общаться с юной аудиторией. О чем бы он ни снимал кино – о прошлом или о будущем, – это всегда было мудрое и поучительное кино о сильных и решительных людях, с которых хочется, как говорится, делать жизнь. Это было поучительное кино, но не нравоучительное. Викторов всегда умел обойти пошлость и ложный пафос.

32-9-4480.jpg
Ричард Викторов. Тернии / Сост.
Анна Р. Викторова.– М.:
Зебра Е, 2023. – 616 с.
Владимир Тарасов был абсолютно прав: Ричард Викторов в свое время практически единолично был воплощением советской фантастики. Показов по телевидению «Москву–Кассиопею» и «Отроков во Вселенной» школьники ждали с нетерпением. Несмотря на то что фантастика в Советском Союзе и в литературе, и в кино была в роли падчерицы, Викторов именно за фантастические фильмы получил свои самые крупные награды – Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых и Государственную премию СССР. Его картины были премированы и в СССР, и за границей – в Триесте, Кишиневе, Баку, Хихоне, Вильнюсе…

Сейчас трудно представить, но до выхода «старой трилогии» «Звездных войн» Джорджа Лукаса Советский Союз лидировал в области кинофантастики. Так, фильм «Через тернии к звездам» под названием «Женщина-андроид» был в прокате в США и других стран мира.

Викторов обладал невероятным талантом убеждать и добиваться своего. «Ему удавалось то, что не получалось у других режиссеров, – писал его соавтор по сценарию картины «Через тернии к звездам», писатель Кир Булычев. – Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посвящал общению с учеными, занятыми проблемами завтрашнего дня. В результате Р. Викторов не только сам стал серьезным профессионалом, единственным, кто последовательно стремился делать фильмы о перспективе, но ему удалось воспитать единомышленников – операторов, художников-комбинаторов…» Путем небольших договоренностей он умел добиваться больших результатов. Один из авторов сценария дилогии «Москва–Кассиопея» и «Отроки во Вселенной» Исай Кузнецов рассказывал, что они с Авениром Заком были решительно против сцены, в которой юные будущие космонавты утром перед полетом идут на Красную площадь, они считали это непростительным компромиссом. Однако Викторов поступил по-своему и снял этот эпизод так, что в нем никто не заметил пошлости, а только здоровый патриотизм. Конечно, во многом он держится на замечательной песне композитора Владимира Чернышева на стихи Роберта Рождественского: «Я возьму этот большой мир,/ Каждый день, каждый его час,/ Если что-то я забуду,/ Вряд ли звезды примут нас./ Если что-то я забуду,/ Вряд ли звезды примут нас». Возможно, именно этот нехитрый прием с Красной площадью помог фильму пройти сквозь редакторские и цензурные рогатки Госкино.

Это упорство в достижении поставленной цели унаследовали дети Викторова Анна и Николай. Анна перехватила эстафету работы с одним из самых популярных писателей-фантастов Советского Союза Киром Булычевым. По его рассказам «Выбор» она сняла необычайно тонкую короткометражку «Альтернатива» – фильм-размышление на тему, что такое родина… Николай подарил вторую жизнь фильму «Через тернии к звездам» – перемонтировал и переозвучил картину и повторно выпустил в прокат…

32-9-3480.jpg
Кир Булычев и Ричард Викторов пишут
сценарий фильма «Через тернии к звездам».
Материалы из архива Анны Викторовой
А вот с книгой долгое время не везло. В 80-е годы она не вышла. Пролежала несколько лет в издательстве. Цель была – сделать красивое, обильно иллюстрированное и хорошо оформленное издание. А в то время книжный рынок заполонил поток книг, сделанных наспех. Однако от мечты сделать книгу о Викторове его дети не отказались.

«Сегодня время необыкновенное…» – писала в начале 80-х Надежда Викторова. Сейчас время еще более необыкновенное, и книга, которая составлялась 40 лет, вышла. 600 с лишним страниц, множество архивных фотографий, раскадровки к фильмам, заметки Василя Быкова, Кира Булычева, Сергея Юткевича, рассказы о встречах с Иннокентием Смоктуновским, Георгием Жженовым, Станиславом Любшиным… И все это чередуется воспоминаниями и размышлениями самой Надежды Викторовой и любовно составлено Анной Викторовой. В книгу даже вложен плакатик с чертежами звездолета «Астра» из фильма «Через тернии к звездам».

А открывается издание строками самого Ричарда Викторова: «Как режиссер люблю работать над разнообразными жанрами и формами. Считаю, что чем неизвестнее, тем интереснее, хотя и можно сломать себе шею. Не меняю только своего отношения к миру, в котором главное для меня – совершенствование человеческой личности в борьбе добра со злом».

40 лет как ушел из этого мира режиссер Викторов, не успев доделать фильм «Комета» – сатирическую комедию, сценарий которой был также написан совместно с Киром Булычевым. Но фильмы главного кинофантаста Советского Союза продолжают воспитывать в молодых зрителях любовь к родине в широком смысле – к нашей планете Земля.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Польские фермеры противостоят транснациональным агроходингам

Польские фермеры противостоят транснациональным агроходингам

Наталья Приходко

Дуда поддержал предложение Зеленского встретиться на границе для разрешения ситуации с зерновым экспортом

0
1675
Экономика ФРГ завязана  на ситуацию в Украине

Экономика ФРГ завязана на ситуацию в Украине

Олег Никифоров

Германия ухудшила прогноз по росту ВВП до 0,2%

0
2247
Киев готовит новые атаки на Крым

Киев готовит новые атаки на Крым

Владимир Мухин

НАТО допускает, что ВСУ будут применять истребители F-16 по целям за пределами Украины

0
2771
Про кино, которое покажут в День защитника Отечества

Про кино, которое покажут в День защитника Отечества

Вера Цветкова

Когда честь, долг и Родина – не пустой звук

0
1682

Другие новости