Президент Кипра Никос Христодулидис представил программу председательства страны в Совете ЕС. Фото с сайта www.gov.cy
1 января Кипр сменит Данию в роли председателя в Совете Евросоюза. Никосия во второй раз возьмет на себя руководство в ЕС сроком на шесть месяцев. Президент Никос Христодулидис обозначил ключевые приоритеты кипрского председательства – достижение автономии, укрепление обороны, поддержка Украины.
Кипр отошел от традиции, принятой в ЕС, проводить презентации своего председательства в столицах стран-членов. Такая церемония состоялась в деревне Лефкара, что у подножия гор Троодос в юго-восточной части острова. Президент Христодулидис пообещал, что его страна во время действия мандата будет работать над созданием «автономного союза, открытого миру». По его словам, Кипр «готов стать голосом 27 государств-членов, готов руководить, координировать, вести переговоры как честный посредник, преодолевать разногласия и работать над усилением европейской интеграции».
Христодулидис не мог не подчеркнуть, что председательство Кипра приходится на период геополитических вызовов, которые послужат проверкой прочности ЕС и сплоченности его членов. В этой связи ЕС должен иметь собственный голос и играть значимую роль на международной арене.
Президент обозначил пять столпов программы Кипра в качестве государства – председателя Совета ЕС. Это, во-первых, достижение автономии путем укрепления безопасности и обороны. Во-вторых, достижение автономии через повышение конкурентоспособности. В-третьих – «автономный союз, открытый для всего мира». В-четвертых – «автономный союз ценностей для всех». В-пятых – формирование бюджета для поддержки автономного ЕС. Выходит, особое внимание будет уделено переговорам по семилетнему бюджету ЕС на 2028–2034 годы, который Христодулидис назвал стратегическим инструментом реализации европейских приоритетов.
В целях укрепления безопасности ЕС Никосия собирается поддерживать основные оборонные инициативы и способствовать реализации «Белой книги по европейской обороне» и дорожной карты по укреплению оборонного потенциала к 2030 году. Она считает укрепление трансатлантических отношений краеугольным камнем европейской безопасности. Поэтому дальнейшее развитие сотрудничества ЕС с НАТО будет отнесено к важнейшим приоритетам.
По мнению заведующей Отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежды Арбатовой, этот приоритет можно расценивать как движение к европеизации трансатлантического партнерства. «Оно потребует не только разработки общих механизмов НАТО и ЕС, но и постоянных политических и финансовых инвестиций со стороны европейских союзников США. Это станет нелегкой задачей, учитывая особое отношение Дональда Трампа к ЕС и НАТО», – сказала эксперт «НГ».
Христодулидис упомянул об обеспечении свободы навигации и безопасности в морских коридорах. Он отметил, что председательство Кипра будет способствовать реализации Стратегии ЕС по безопасности на море. В этой связи можно предположить, что в числе задач ЕС останется преследование теневого флота РФ. Тем более что в Брюсселе в декабре решили вводить санкции в отношении танкеров, которые перевозят российскую нефть, отдельно от санкционных пакетов. На них распространится запрет на доступ в порты стран ЕС и на предоставление широкого спектра услуг, связанных с морским транспортом. Как отмечается в заявлении ЕС, эта мера направлена на танкеры, которые обходят механизм ограничения цен на нефть в размере 47,6 долл. за барр. или поддерживают энергетический сектор России, а также на суда, отвечающие за транспортировку военного оборудования для РФ или участвуют в «транспортировке похищенного украинского зерна и культурных ценностей с Украины».
Что касается Украины, то Христодулидис указал, что Кипр продолжит продвигать дипломатическую, политическую, экономическую, военную, энергетическую и гуманитарную поддержку ей со стороны ЕС. Причем эти цели не ставятся в зависимость от урегулирования конфликта РФ и Украины.
Кроме того, Кипр намерен содействовать программе расширения ЕС, что, по словам Христодулидиса, является «самым мощным геополитическим инструментом союза, увеличивающим пространство безопасности, стабильности и возможностей». Президент Кипра убежден, что для ЕС вопрос расширения – это не просто политический выбор, а геополитическая необходимость. Речь идет о перспективе присоединения к ЕС западнобалканских и восточноевропейских стран – Украины и Молдавии.
По словам Арбатовой, хотя для руководства Кипра в силу географического положения первостепенную важность представляет расширение ЕС на Западные Балканы, сам пример Республики Кипр, имеющей замороженный конфликт на своей территории и тем не менее вступившей в ЕС, может вселять определенный оптимизм Украине.
Еще Кипр будет работать над углублением сотрудничества с такими организациями, как Совет сотрудничества стран Персидского залива и Лига арабских государств. Наконец, на период председательства Кипра придется представление Пакта Евросоюза для Средиземноморья, инициированного в 2025 году для углубления сотрудничества ЕС с партнерами из Южного Средиземноморья (Алжир, Египет, Израиль и др.). Это должно произойти на неформальном саммите ЕС на Кипре в апреле. Как отметила Арбатова, целью Пакта является укрепление стабильности и безопасности в регионе с акцентом на экономический рост, зеленую энергетику, цифровые инновации, устойчивость к изменению климата, создание рабочих мест для молодежи.
Кипр также примет у себя министерскую встречу по реализации Пакта ЕС о миграции и убежище. Ожидается, что обсуждения будут сосредоточены на борьбе с факторами, способствующими миграции, борьбе с сетями контрабандистов и разработке законных миграционных путей, соответствующих потребностям рынка труда в странах ЕС.
Всего же, как рассказала министр по европейским делам Марилена Рауна, Кипр проведет более 260 формальных и неформальных встреч на территории острова, будет председательствовать на более чем 1,5 тыс. заседаний в Брюсселе, примет около 30 тыс. посетителей со всей Европы и проведет переговоры по более чем 330 законодательным и другим досье.


