0
6500
Газета Печатная версия

11.12.2024 20:30:05

Ботинки с медными подковками

Шаг за шагом по «маяковской» Москве

Тэги: маяковский, москва, бурлюк, окна роста, паустовский


9-1-1-t.jpg
На месте гимназии,
где учился Володя Маяковский,
шумит Новый Арбат.
Фото Евгения Никитина
В прошлом году 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского (1993–1930) отмечали по всей стране лекциями, экскурсиями, концертами, спектаклями, фестивалями. И книгами. Хотя, конечно, о Маяковском писали и раньше и продолжают писать. У Марии Степановой – филолога, старшего научного сотрудника Дома-музея Марины Цветаевой – в рамках издательской программы правительства Москвы вышла книга «Меня Москва душила в объятьях…» Адреса Владимира Маяковского» (о книге Степановой «Есенин vs Маяковский: поэтическая дуэль» см. «НГ-EL» от 23.06.22).

Уже судя по названию, это путеводитель. С ним хорошо ходить по «маяковской» столице. Тем более внутри есть QR-код, с помощью которого можно перейти на страницу с виртуальной картой Москвы. Но книга – не простое перечисление столичных адресов поэта, а, как отмечено в издательской аннотации, первая попытка отыскать, систематизировать и собрать воедино максимальное их количество. В Москве прошла большая часть жизни Владимира Маяковского. Сюда он приехал с матерью и сестрами после смерти отца в июле 1906 года 13-летним мальчиком. Здесь, одолеваемый мыслями, «не поставить ли лучше / точку пули в своем конце», принял в апреле 1930-го роковое решение. А в промежутке между этими датами «Москва видела Маяковского разным – угрюмым гимназистом, тайно увлекающимся революционными идеями, юным бунтарем, бросающим вызов всему миру и выкрикивающим строки «Нате!» в кабаре Мамоновского переулка, признанным поэтом, выступающим на диспутах в Доме печати и Политехническом музее, полемизирующим с имажинистами и отстаивающим свои эстетические позиции. Москва помнит бархатный голос поэта, его незабываемое чтение в поэтических кафе. Московские улицы и переулки никогда не забудут «взмахи» его уверенных шагов».

Вот по следам этих «уверенных шагов» Владимира Владимировича Мария Степанова и предлагает отправиться. Маршрут окажется весьма извилистым: придерживаясь хронологического порядка, автору и читателям придется кружить по Москве вслед за своим героем и время от времени возвращаться на те улицы, где уже побывали.

9-1-2-t.jpg
«Нигде, кроме как в Моссельпроме!»
Фото Евгения Никитина
Взять Мясницкую, где находится редакция «НГ». Поэт не раз становился нашим близким соседом. С 1911 по 1914 год юный Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (Мясницкая, 21). Именно здесь «произошла столь важная в жизни Маяковского счастливая встреча с «отцом русского футуризма» Давидом Бурлюком. Его внимательное и доброе отношение, поддержка, эрудиция помогли поэту раскрыться, найти себя. Неудивительно, что свои первые стихи Маяковский читал именно Бурлюку. Изначально двое мужчин не ладили, постоянно подначивали друг друга: «Какой‑то нечесаный, немытый, с эффектным красивым лицом апаша верзила преследовал меня шутками и остротами, как «кубиста». Дошло до того, что я готов был перейти к кулачному бою, тем более что тогда я, увлекаясь атлетикой и системой Мюллера, имел шансы в встрече с голенастым юношей в пыльной бархатной блузе, с пылающими насмешливыми черными глазами», – вспоминал Д. Бурлюк. «Я учился в натурном классе, Маяковский же работал в соседнем фигурном. У него были способности к рисунку: он схватывал характер, делал шаржи, сотрудничая ими в юмористических журналах. Но живопись требует постоянного физического труда, методичной работы – красок, холста и массы затраченных часов, недель, лет… Ко всему этому у Маяковского не было склонности. Поэтому В.В. Маяковский на всю жизнь сохранил несерьезное отношение к изобразительным искусствам, этим и объясняется мальчишеская позиция, занятая позже Лефом (то есть Маяковским), пошедшим на полное отрицание живописи «как рукомесла» (из воспоминаний Д. Бурлюка)». А вот соседний адрес – Мясницкая, 21, стр. 5: здесь в краснокирпичном доме с 1922 года жил поэт Николай Асеев, этажом ниже – художница Елизавета Лавинская, к которым Владимир Владимирович приходил в гости. Здесь же находилась мастерская художника Александра Родченко – друга и соратника поэта. Родченко рисовал рекламные плакаты, Маяковский делал подписи в стихах для Моссельпрома («Нигде, кроме как в Моссельпроме!»), Резинотреста и других заказчиков. «Впоследствии художник стал оформителем многих книг Маяковского. Среди них «Про это», «Маяковский улыбается, смеется, издевается», «Мое открытие Америки», «Сергею Есенину». В 1924 году Родченко сделал у себя в мастерской несколько фотопортретов поэта. Варвара Степанова, жена Родченко, писала в дневнике в конце 30‑х годов, что фотографии подвергают критике за то, что Маяковский выглядит на них мрачно. По ее словам, Родченко парировал на это: «А когда же он смеялся? Обычно он молчал, потом скажет что‑нибудь, и все хохочут, и он мрачно возьмет свой стакан сверху со шкафа и долго держит в руке, потом выпьет глоток. Смеялись мы, а он иногда улыбался и наблюдал». От Мясницкой отходит Милютинский переулок. В доме № 11 находилось Российское телеграфное агентство, чья аббревиатура РОСТА известна в сочетании со словом «окна». «Окна РОСТА» – серия сатирических плакатов на злободневные темы, над которыми трудилась команда художников (Михаил Черемных, Иван Малютин и другие), к которой в 1919 году присоединился и Маяковский.
 

9-1-3-t.jpg
Дом Ростовых на Поварской улице
помнит поэта при его жизни и после смерти.
Фото Евгения Никитина
Адресов в книге множество – Тверская и Тверской бульвар, Воздвиженка и Волхонка, Красная Пресня и Кузнецкий Мост… Большинство домов сохранились, что-то перестроено, что-то утрачено. Но есть одна улица, соединившая начало и конец московской жизни поэта. На Поварской, 3 (угол Поварской и Большой Молчановки), находилась гимназия, где с 1906 по 1908 год учился подросток Володя Маяковский. Его одноклассником стал брат другого будущего поэта – Александр Пастернак. Здание не сохранилось: его снесли, прокладывая Новый Арбат. А вот особняк на Поварской, 55/52, не только сохранился сам, но и сохранил литературный профиль. Сейчас здесь находятся Союз российских писателей, Союз писателей Москвы, Ассоциация союзов писателей и издателей России. А в 1921 году открылась писательская кузница – Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ), чьим ректором стал Валерий Брюсов, а Маяковский выступал перед студентами. Здесь состоялась литературная дуэль двух поэтов, о которой один из присутствовавших вспоминал: «...Таких вечеров не помнит история русской литературы! Два часа состязаются поэты, не зная, кто же из них дороже собравшимся здесь.  Слушатели в этот вечер были щедро напоены смесью из Есенина и Маяковского и под конец совсем обезумели. Это безумство выражалось в спорах, доходящих чуть не до драки в продолжение многих дней после выступления двух столпов Москвы и всей России». Здесь Маяковский готовил персональную итоговую выставку «20 лет работы», «для которой ему предоставили конференц-зал Федерации объединений советских писателей (ФОСП)».

9-1-4-t.jpg
Мария Степанова.
«Меня Москва душила в объятьях…»
 Адреса Владимира Маяковского.
– М.: Бослен, 2024. – 240 с.
В этот же зал 15 апреля 1930 года привезли гроб с телом поэта. «Маяковский лежал на низком помосте в зале Дома писателей.  Говорили, что этот старый особняк Толстой описал в «Войне и мире» как дом Ростовых.  Маяковский лежал на помосте в гробу, будто в каменном саркофаге, – тяжелый, большой, не переставший думать. Лежал ногами к входу и к людям, толпившимся около гроба. Поэтому прежде всего были видны его прочные ботинки с медными подковками на каблуках. Подковки блестели в луче солнца и были сильно стерты. Поэт ходил по земле широко и немного небрежно. Медь быстро стирается от такой ходьбы. Должно быть, у многих появилась тогда мысль, что эти грошовые подковки не истлеют никогда, тогда как прах поэта исчезнет. А ведь людям были нужны не только его стихи, но и он сам – живой и гремящий», – вспоминал Константин Паустовский в «Повести о жизни». Возможно, книга Марии Степановой сделает Маяковского чуть ближе к «товарищам потомкам». Тем самым, с которыми поэт мечтал говорить «как живой с живыми». 







Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Реестр памятников пополнили еще четыре московских особняка

Реестр памятников пополнили еще четыре московских особняка

Татьяна Астафьева

Здания конца XVIII – начала XX века получили новый охранный статус

0
264
Коллизии на вручении главной российской "сериальной" премии

Коллизии на вручении главной российской "сериальной" премии

Вера Цветкова

Самым большим сюрпризом церемонии стало появление Александра Цекало  

0
312
Мешал работать и грубил

Мешал работать и грубил

Елена Бучумова

Библиофилы тоже не чужды оргий, но – оргий инскриптов

0
167
Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
1241

Другие новости