0
6663
Газета Печатная версия

12.02.2025 20:30:00

Ему мила мерцающая даль

Сын сапожника и прачки, псаломщик в Преображенском соборе Нарвы и певец старой Руси Василий Никифоров-Волгин

Тэги: никифоровволгин, нарва, литература, репрессии


никифоров-волгин, нарва, литература, репрессии Огромный круглый хлеб и пасхальные свечи. Николай Пимоненко. Пасхальная заутреня в Малороссии. 1891. Рыбинский Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

«А радость пасхальная все ширилась, как Волга в половодье, про которое не раз отец рассказывал. Весенними деревьями на солнечном поветрии заколыхались высокие хоругви. Стали готовиться к крестному ходу вокруг церкви. Из алтаря вынесли серебряный запрестольный крест, золотое Евангелие, огромный круглый хлеб – артос, заулыбались поднятые иконы, и у всех зажглись красные пасхальные свечи». Это не Иван Шмелев, не Иван Алексеевич Бунин, не Борис Зайцев. Перед нами строки прозаика русского зарубежья Василия Никифорова-Волгина (1900–1941), к сожалению, ныне почти забытого певца старой, церковной Руси. Он всю жизнь прожил в Нарве, старинном городе, отошедшем по Тартускому мирному договору 1920 года от Советской России к Эстонской республике вместе с частью бывшей Псковской губернии. Там было очень много русских – староверов, крестьян, мастеровых, священников. И именно их певцом стал писатель. Он воссоздавал на страницах своих очерков и повестей церковную старую жизнь, которая к тому времени нещадно истреблялась в СССР.

6-15-12250.jpg
Василий Никифоров-Волгин.
Древний город: Рассказы.
Повести / Сост., предисл.
и коммент. Е.А. Осьмининой. –
М.: Викмо-М., 2024. – 600 с.
История не имеет сослагательного наклонения. Никифоров-Волгин стал мучеником за свое воспевание православия и нравов и обычаев, связанных с ним. Прозаик сгинул в топке сталинских репрессий и был реабилитирован в начале 1990-х. Он писал в русских газетах и журналах, то выходивших, то закрывавшихся в Эстонии в 1920 –1930-х годах. Основой часто становились случаи из реальной жизни, которую он, сын сапожника и прачки, псаломщик в Преображенском соборе Нарвы, знал более чем хорошо.

«Ему мила мерцающая даль,/ Эпоха Пушкина и дней Лескова…/ Он чувствует Шмелева мастерского,/ И сроден духу родниковый Даль…/ В весенний сад, что от дождя заплакан,/ Выходит прогуляться старый дьякон/ И вместе с ним о горестном всплакнуть…» Такие строки посвятил Никифорову-Волгину другой российский изгнанник – также живший и писавший в Эстонии Игорь Северянин. Вообще со Шмелевым Василия Акимовича сравнивали многие. Действительно, их роднили прежде всего влюбленность в звон колоколов, таинство церковной службы, чувство неизъяснимого восторга в храме, мастерская передача речи простых людей. Но Шмелев был прозаик эпического жанра, Никифоров-Волгин строил свое слово на мимолетных впечатлениях, всполохах русской жизни, сохранявшихся на берегах Нарвы: «Одинок русский человек, очень одинок! Утешитель ему нужен. В России обязательно должны быть монастыри и старцы-печальники… Без них никуда не деться беспокойной душе нашей!.. Не от одиночества ли нашего и все скорби, и туга душевная, и надрыв, и муки?»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

3. Роман Александра Проханова «Лемнер» вызвал нешуточный политический скандал

Некоторые фразы из книги участники литпроцесса восприняли чуть ли не как оппозиционные

0
822
4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

4. Исполнилось 110 лет со дня рождения поэта, прозаика и военкора Константина Симонова

Его помнят и как писателя-фронтовика, и как хранителя культурного наследия

0
616
Главное – вода морская

Главное – вода морская

Владимир Буев

Премия Левитова как «волшебный коридор»

0
492
Бумажный носитель. Книги по истории науки

Бумажный носитель. Книги по истории науки

0
1061