0
289
Газета Печатная версия

28.05.2025 18:04:00

Ничего себе вопрос

Жизнь как «Луковка» Достоевского

Тэги: литинcтитут, достоевский


14-1273-2-1-t.jpg
Василий Киляков.
Ищу следы невидимые:
Художественная публицистика.
– М.: У Никитских ворот, 2024.
– 720 с.
Книга Василия Килякова – контекстуальный проект, своего рода отчет, попытка осознать и предъявить себя в текущей литературе. Следы, которые ищет Василий Киляков, не вполне невидимы. Их можно различить духовным взором, но иногда и обычными человеческими глазами. Первая часть книги посвящена учителю – Михаилу Лобанову, пять десятилетий отдавшему обучению студентов Литературного института имени А.М. Горького, тем самым заложившему мощный фундамент литературы, критики, публицистики, на котором строится будущее, в том числе и книга «Ищу следы невидимые». Киляков рассказывает, что шел в Литинститут, зная к кому и зачем – к Лобанову, на его семинар. Думается, судьба, предназначение здесь ни при чем – Киляков отчетливо понимал, чего хотел, а чуткий Лобанов разглядел в молодом писателе одного из своих преемников.

Из осязаемых следов этого учения, общения – открытие памятной доски на новом Доме культуры в родном для Лобанова рязанском селе Екшуре. ДК, названный именем писателя и педагога, «освятил и благословил священник отец Геннадий Рязанцев-Седогин, один из учеников Лобанова. Есть в этом глубокий смысл, нечто провиденциальное: ученик-писатель освящает Дом культуры имени своего учителя. О. Геннадий Рязанцев-Седогин – председатель правления Липецкой писательской организации «Союз писателей России», протоиерей... (Я время от времени открывал в полутьме автобуса подаренную им книгу, читал первое, что открывала рука, читал из его нового романа: «Становящийся смысл» – это строящийся храм, место на земле, через которое проходит ось мироздания...)» Ну и сама книга Килякова, конечно, тоже весьма осязаема. В ней использованы документальные материалы, свидетельства из архива профессора Лобанова, подготовленные к печати его вдовой Татьяной Окуловой, хранительницей его рукописей.

Тот, кто читал прозу Килякова, знает: оптика и высказывание писателя могут травмировать, корябать и царапать личную идентификацию, мешать комфорту, напоминать о том, что полноценность жизни – это не один лишь кайф. Не хочется даже думать о том, как это дается автору. Этот посыл облечен в классический, ровный литературный стиль, от которого трудно оторваться. Это сложная проза, не для тех, кто страшится оценивать и врачевать собственные нравственные раны и общественные язвы, но именно тем и полезна. Но Киляков – один из сильных прозаиков, по-настоящему добросердечный человек, который страдает от всякой несправедливости, не любит тех, кто потворствует злу и насилию, спешит поделиться своими ощущениями… А потому дух иной раз захватывает от этой прозы. Таков писатель и в публицистике.

«Так что же такое жизнь? В самом деле – «Луковка» Достоевского?» Ничего себе вопрос. У каждого на него свой ответ, или нет никакого – за что не осудишь. И дальше сразу: «Но как же сурово, жестко и безжалостно противостоит нынешний мир всем им, классикам нашим: и Достоевскому, и Лобанову, и Астафьеву, и Абрамову, и Распутину... И Бунину, и Куприну... И Льву Толстому даже! Этот «новый мир» противостоит всей нашей русской культуре…» Эта луковка из притчи, приведенной в романе «Братья Карамазовы», из притчи о злющей бабе, которую черти сунули в огненное озеро за неимением каких-либо добродетелей, но ангел-хранитель хотел ее вытянуть оттуда, поскольку она выдернула в огороде и подала нищенке ту самую луковку. Однако луковка порвалась от ее неизбывной злобы, даже посмертной, этой луковкой жизнь не ограничивается. К тому же что толку тосковать по Золотому веку, по той сословной литературе и критике, письму богатых дворян и относительно бедных разночинцев, действительно значительному? Оно и без наших сетований вечно. Здесь Киляков в определенной мере противоречит сам себе, своему же письму. Его книга – факт создания подобной, укорененной литературы и одновременно описание этого факта. Литература-то никуда не делась и воспроизводится, покуда есть такие писатели и критики, как Василий Киляков, бережно и благодарно воспринявшие преемственность наставников. Это род светского рукоположения в области искусства, оно накладывает определенные обязательства и ограничения. Не всякий с этим справится, нужно неколебимое внутреннее стремление. У Василия Килякова такое есть. 


Читайте также


Если бы Ницше умел улыбаться

Если бы Ницше умел улыбаться

Александр Балтин

Юрий Кувалдин писал о литературе весело и деловито

0
2781
Сила и боль ошибки

Сила и боль ошибки

Ирина Ярыгина

Что делать, если вам не встретился Белинский

0
494
Все несчастны, где тут свет?

Все несчастны, где тут свет?

Александр Балтин

Смоктуновский и литература: к 100-летию со дня рождения артиста

0
4004
От Литейного до Таврической

От Литейного до Таврической

Андрей Мирошкин

Где жили, творили и выпивали петербургские писатели

0
6824

Другие новости