![]() |
Дарья Суховей. Со временем: 107 шестистиший 2018–2024 годов / Предисл. А. Житенева.
– М.: Новое литературное обозрение, 2025. – 128 с. (Новая поэзия). ISBN 978-5-4448-2680-5
В жанре шестистиший поэт, кандидат филологических наук, автор книг «Каталог случайных записей», «Балтийское море», «Малый свет» и других Дарья Суховей работает с 2015 года. В данное издание вошли стихотворения 2018–2024 годов: «половина ее натуры / конфликтует с другой половиной ее натуры / из-за фигуры // стоящей на шахматном столике / надолго отложенной партии / с самою собой». Александр Житенев в предисловии «В иную реальность как на работу» называет «Со временем» «книгой о перемещениях, книгой-пунктиром, в которой главное – не в отдельном высказывании, а в совокупности высказываний или даже между ними. Важно протянуть нить из вчера в завтра, и на это нацелена поэтическая работа».
![]() |
Максим Лаврентьев. Мастер и Маргарита мертвы: Избранные эссе о загадках литературы / Вступ. ст. П.А. Лукьянова.
– М.: Ruinaissance, 2025. – 208 с. ISBN 978-5-6053971-0-6
Эссе поэта, прозаика, публициста, постоянного автора «НГ-EL», написанные с 2010 по 2025 год, объединены темами пророчества и предчувствия смерти в итоговых произведениях Лермонтова, Блока, Маяковского и других отечественных классиков, а также темой загадок у Булгакова, Эдгара По... В предисловии «От издателя» Павел Лукьянов отмечает, что автор «словно бы... решил одеть свои горячие чувства в холодный костюм разума. Перенимая манеру Максима Лаврентьева, зададимся вопросом: а кто именно рассказывает нам все эти истории о последних стихах поэтов?.. Все эти сюжеты рассказывает не сам писатель Максим Лаврентьев, перед нами выступает... Максим Лаврентьев в роли прорицателя». Большинство текстов сборника ранее публиковались в «НГ-EL».
![]() |
Алексей Радов. Реализм и действие: Избранные научные статьи.
– М.: Пробел-2000, 2025. – 204 с. ISBN 978-5-98604-997-7
«Реализм сегодня выгодная альтернатива постмодернистскому проекту... Меня в первую очередь интересует коллективный договор об общей терминологии в социальных науках, обязательная эмпирическая проверка выдвигаемых теоретических конструктов, здоровая конкуренция идей, построенная на взаимной критике, строгий подход к проведению прикладных социологических исследований» – предуведомляет будущих читателей прозаик, социолог, автор сборника рассказов «Мертвый ноябрь», романов «Год», «Вершители судеб», «Smoking kills», «Делинквент», «Интрига была свободной», «Не себе», поэмы «Онёгин», режиссер документального фильма «Подъем», финалист премии «НГ» «Нонконформизм-2016» Алексей Радов. Автор рассматривает «Свободу и Равенство», «Прагматистскую теорию истины и ее следствия», «Гедонизм и идею Добра», «Этатизм этики Аристотеля» (названия статей) и т.д.
![]() |
Сергей Капков. Творческое объединение «Экран»: История телеанимации от Леопольда до Пластилиновой вороны.
– М.: Инфинитив; Бослен, 2025. – 368 с. ISBN 978-5-91922-134-0
В «НГ-EL» от 12.09.24 мы писали о книге Сергея Капкова «Легенды студии «Союзмультфильм», посвященной художникам и режиссерам времен становления этой киностудии. И вот в продолжение темы «мультиков» автор обращается к истории студии «Мульттелефильм» при Творческом объединении «Экран» – второй после «Союзмультфильма» «фабрики по производству мультфильмов». Именно там родились первый советский мультсериал «Приключения Незнайки и его друзей», циклы о коте Леопольде, дядюшке Ау, домовенке Кузе, Ежике и Медвежонке... «В каталоге «Гостелерадиофонда» более 700 названий мультфильмов. К их созданию приложили руку талантливые режиссеры, блистательные художники, интересные авторы, выдающиеся композиторы и актеры. Одним работам повезло больше – их не забывают по сей день, иные несправедливо исчезли в архивах навсегда, их нет даже в интернете. Все они – уже история».
![]() |
Давид Хименес. Дурман Востока: По следам Оруэлла, Конрада, Киплинга и других великих писателей, зачарованных Азией / Пер. с исп. М. Емельянова.
– М.: Альпина нон-фикшн, 2025. – 296 с. ISBN 978-5-00223-295-6
Испанский журналист Давид Хименес, проведя почти 20 лет в Юго-Восточной Азии, приглашает в путешествие вслед за писателями, которые были так или иначе связаны с этим регионом: в Индокитай – по следам Сомерсета Моэма, в Борнео – за Джозефом Конрадом, в Бирму – за Джорджем Оруэллом, во Вьетнам – за Грэмом Грином... «Возможно, мы путешествуем ради того, чтобы не наскучить самим себе. Слишком уж много времени человеку приходится проводить в компании со своим «я»: изо дня в день наблюдать, как оно повторяет одни и те же слова, совершает те же ошибки, встречается с теми же друзьями и родственниками, курсирует между домом, работой, тренажерным залом и квартирой тестя с тещей. Так, Моэму «лишь странствия по неизведанным местам, общение с непохожими на себя людьми, ощущение свободы от уз и оков повседневности позволяли... не застывать – и все время меняться».