![]() |
– М.: Водолей, 2025. – 400 с. ISBN 978-5-91763-651-1
К 105-летию со дня рождения поэта и переводчика Давида Самойлова (1920–1990) впервые, как отмечают издатели, собраны его произведения, посвященные теме музыки и положенные на музыку. «Музыка играла огромную и несколько таинственную роль в жизни моего отца Давида Самойлова, о чем я написал в своих воспоминаниях о нашей семье До войны он окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а на фронте был ротным запевалой. Этот навык он не потерял с годами: сохранилась запись его вполне уверенного исполнения трех песен на свои слова на репетиции спектакля «Продавец дождя» Театра Станиславского. Еще, говорят, на фронте он научился бойко играть на баяне. Однако песни отец начал сочинять еще в своей послевоенной молодости. Дебют оказался удачным: песни на слова, по сути, начинающего, практически не публиковавшегося поэта сочинял Дунаевский», – рассказывает во «Вступлении» один из составителей книги, сын поэта Александр Давыдов.
![]() |
Сергей Чупринин. Журнальный век: Русская литературная периодика. 1917–2024.
– М.: Новое литературное обозрение, 2025. – 712 с. ISBN 978-5-4448-2674-4
Литературный критик, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института обращается к истории отечественной литературной периодики, будучи не просто сторонним исследователем, но и активным участником литпроцесса в качестве многолетнего главного редактора журнала «Знамя». Первая часть книги – «Двенадцать толстяков» – включает очерки о старейших журналах («Октябрь», «Новый мир», «Знамя», «Юность» и т.д.) Часть вторая – «Вереница» – это справочник столичных, региональных, зарубежных, самиздатовских журналов, альманахов, сборников, газет, бумажных и сетевых. «Именно журналы у нас создавали внятные писательские репутации. Они продуцировали атмосферу диалога, а нередко и ожесточенной борьбы между различными литературными партиями. С ними связали свою судьбу едва ли не все заметные отечественные авторы. По ним судили, да и судят о достижениях и провалах словесности того или иного исторического периода. И входить в литературу по-прежнему принято прежде всего с журнальных страниц».
![]() |
Князь Феликс Юсупов. Воспоминания / Пер. c фр. В.Е. Клеманова.
– М.: Центрполиграф, 2025. – 512 с. ISBN 978-5-227-11028-2
Первое, согласно аннотации, полное издание на русском языке мемуаров князя Феликса Юсупова (1887–1967), оставшегося в истории в первую очередь как участник убийства Григория Распутина. В «Воспоминаниях» говорится и о «радостных и печальных моментах» жизни автора в России и на чужбине, и о старинном и богатейшем роде Юсуповых. «Наши архивы пропали во время революции, так что у меня осталась лишь работа, написанная моим дедом в 1886 году; на этом единственном документе мне и пришлось основываться во всем, что относится к происхождению и истории моей семьи. Нам потребовалась глубокая вера, чтобы не усомниться в Господней справедливости. Лишь наша абсолютная вера в Него позволила нам пережить дни испытаний, не потеряв надежды».
![]() |
Елизавета Газарова. Русские импрессионисты.
– М.: Молодая гвардия, 2025. – 368 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 2062). ISBN 978-5-235-05247-5
Константин Коровин, Валентин Серов, Михаил Шемякин (не наш современник, а его тезка – ученик Серова и Коровина, внук фабриканта Алексея Абрикосова) и другие художники, представители русского импрессионизма, стали героями книги искусствоведа Елизаветы Газаровой. «Набирая популярность за пределами своей родины, импрессионизм охотно подстраивался под своеобразие национальных художественных школ и раскрывался при этом по-новому. Русская живопись обоснованно и взвешенно впускала французский стиль в свои чертоги и, грациозно примерив на себя его жизнелюбие, приспособив к своему мировосприятию импрессионистическую технику быстрого, смелого, свободного мазка, предстала во всем своем неподражаемом великолепии».
![]() |
Николай Власов. Немцы после войны: Как Западной Германии удалось преодолеть нацизм.
– М.: Альпина нон-фикшн, 2025. – 326 с. ISBN 978-5-00223-486-8
«Германская история издавна вызывает в России большой интерес – возможно, в силу близкого соседства в Европе, возможно, благодаря долгой истории общения двух народов с ее порой светлыми, порой трагическими страницами. Белым пятном выглядит история послевоенной Западной Германии. Несколько коротких общих обзоров, две биографии Конрада Аденауэра да горстка узкоспециальных монографий, рассчитанных на академическую аудиторию, – вот почти все, что было опубликовано за последние четверть века на русском языке. Между тем интерес к этому периоду германской истории в российском обществе только растет...» – считает заведующий кафедрой теории и истории международных отношений СПбГУ Николай Власов, восполняя этот пробел. Его книга о том, как пришедшая на смену Третьему рейху Федеративная Республика Германия стала государством, не опасным ни для собственных граждан, ни для стран-соседей.