0
443
Газета Печатная версия

30.07.2025 20:30:00

О героях больших и маленьких

Выпускники семинара Евгения Попова – далеко не дебютанты

Тэги: проза, лирика, юмор


27-13-2480.jpg
Книга представляет читателям
новое поколение ловцов смыслов.
Иллюстрация из книги
«И…» в заглавии может расшифровываться по-разному. Любовь и смерть. Любовь и быт. Любовь и другие неприятности… Ибо проза в сборнике очень разная. И пафосная, и ироничная. И стилистически выверенная, и как будто простоватая. Речь в ней может идти о сугубо сиюминутном – или о вечном… Такое разнообразие тоже внушает симпатию.

Вот Олег Маслов, работавший как драматург, дал в сборник юмористические рассказы, рассказы-анекдоты. Хочется отметить отличный ход в рассказе «Тореро» – герой, затюканный рутиной офисный деятель, получает в подарок желанную гитару… а гитара оказывается басом. Через этот анекдотический эпизод буквально в нескольких предложениях автор рассказывает нам о жизни этого человека. Вспомним архетипичный образ маленького человека (например, чиновника, того же офисного работника), вдруг получившего дорогой, но ненужный подарок. Есть такое у Чехова, Тэффи, Аверченко и других классиков юмора. Тот дар героя губил – а у Маслова герой, сначала расстроившись, осваивает и этот инструмент. И мы радуемся за него, с удовольствием получая порцию доброго юмора и ненавязчивый совет: не сдавайся, используй то, что имеешь.

А вот Ольга Зюкина, в арсенале которой немало литературно-критических работ, подходит к своим героям и миру совсем иначе. Хотя тоже вроде бы остается на линии анекдота. Ее рассказ «Два концерта в один вечер» (который легко может быть развернут в повесть, что является редкостью – как правило, все бывает наоборот, раздутые повести и романы хочется свести до масштаба рассказа) повествует о буднях не очень молодых учительниц, которые попадают на вечер поклонников… Натальи Орейро. Анекдот, но со смыслом. Тут и воспоминания о молодости. И яркие, насмешливые портреты учеников. И любопытные наблюдения над психологией тех же школьников. В общем, даже захотелось продолжения их приключений.

Интересно аукаются с рассказом Зюкиной рассказы-анекдоты Анны Сапожниковой о преподавателях – и фарсовый «Первое лицо», и житейски-рассудительный «Потерянные ключи». В последнем видится Достоевский – и по месту действия (промозглый Петербург), и по сюжетному движению: мелочь, деталь (кончившийся кофе) разворачивает перед нами целый мир человека. Да не одного, а сразу нескольких.

Преподавательскую тему – едва ли не самую популярную в сборнике – продолжает Владимир Самородов. Его героя (рассказ «Пиджак»), отставленного от преподавания за чтение стихов на занятиях по праву (и отставленного, собственно, справедливо, зачем по министерским стандартам будущим юристам поэзия?) – жалко, но он и комичен, опять же, этакий классический маленький человек. Найдена удачная деталь – вельветовый «академический» пиджак, в который герой обряжается перед тем, как идти к студентам. И который забывает, навсегда оставив университет.

27-13-11250.jpg
Любовь и… Сборник рассказов
слушателей Высших
литературных курсов
Литературного института
им. А.М. Горького. Семинар
прозы Е.А. Попова.– М.:
Литинститут, Русский ПЕН-центр,
Библио ТВ, 2025. – 128 с.
Татьяна Гржибовская более лирична. Вот как она передает езду героя-ребенка на самом обычном самокате (рассказ «Ветер»): «Он вырывал самокат из рук, надувал куртку на спине пузырем, забрасывал колючие песчинки в глаза, вызывал слезы, которые слепили глаза, шумел, как шторм на море, когда нельзя купаться, – этот разгулявшийся ветер. Катить самокат навстречу его напору в сто раз труднее, чем когда он тебя подгоняет, зато мышцы напрягаются и работают, как на тренировке по борьбе. И чувствуешь себя сильным». Таков же рассказ и дальше. Ребенок впервые задумывается о жизни и смерти, и так хорошо, что рядом есть мать, которая поддержит и утешит. Описание этого полно лирики, и ветер здесь тоже присутствует: «Мама обняла Дёму и прижала к себе крепко-крепко, он чувствовал, какая она теплая, мягкая, как бьется ее сердце, слышал и чувствовал ее живое дыхание. Дёма вытер кулаками слезы – глаза мамы улыбались ему, а он отражался в маминых глазах, мама шептала ему нежные слова, а ветер трещал, перебивал ее. Мама была самая живая, какой только можно быть живой».

Анатолий Трофимов столь же лирично пишет о Подмосковье: «Двухсветный четверик, перекрытый узким сводом, стоит, словно стройная невеста, в белом платье фасада, а дорога к церкви обрамлена древними валунами, добавляя загадочности старому месту» (рассказ «В Лыткарино»). Справедливости ради надо отметить, что в целом Трофимов, увы, не слишком вышел за рамки публицистичности.

А вот Наталия Суворова дала в сборник симпатичную историю о мальчике и его маме-писательнице. И – современную притчу «Мозг Платонова», об однофамильце великого писателя, у которого обнаружили некое аномальное расстройство личности, и что из этого вышло (много смешного и грустного, даже трагического – на то она и притча, но главное, что написано об этом остроумно и изобретательно).

Особо нужно отметить работы Игоря Орлова. Он значительно старше своих коллег (ему за 50), он состоявшийся журналист. И вот – проза. Причем проза о Великой Отечественной войне (рассказ «Искушение»). Вернее, о послевоенном времени. Ленинград. Солдаты извлекают неразорвавшийся снаряд. Диалоги. Четкие психологические мотивировки. А главное, напряженное ожидание: закончится все трагедией или все-таки нет?

Очень ярок диалог между одним из саперов и типичным питерским интеллигентом, даже с канонической бородкой клинышком. Речь идет о том, что от взрыва снаряда может пострадать памятник архитектуры: «А вот вы мне скажите, товарищ профессор, отчего же ваша красота не спасла мир? Ведь сколько людей в войну погибло. Тогда страну от фашистов защищали. А сейчас чего ради рисковать?» Профессор отвечает. Убедительно, между прочим.

В этом и еще в двух других рассказах, вошедших в сборник, Орлов показывает, что человек он действительно серьезный. Иногда кажется, что даже слишком. Ну, легкость и вольность его товарищей по книге, будем надеяться, на пользу автору пойдет. Потому что смысл и в этом – посмотреть на себя и на своих товарищей, поучиться, что-то взять на заметку или вооружение.

Единство сборнику придают иллюстрации Анны Сапожниковой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Честь быть подкаблучником

Честь быть подкаблучником

Записки на ходу в стихах и прозе

0
1464
Картонные звезды

Картонные звезды

Евгения Симакова

Муж, жена, кот-громоотвод и жестокий эксперимент

0
617
Острые когти взгляда

Острые когти взгляда

Олег Мраморнов

«Стереть случайные черты» Галине Щербовой помогает вера в дневное светило

0
642
Роман как жизнь

Роман как жизнь

Ольга Камарго

О путях и ролях, о мире реальном и мире выдуманном

0
632

Другие новости