![]() |
Илья Журбинский. Время майских жуков.
– Ганновер: Семь искусств, 2025. – 308 с. ISBN 978-1-326-64760-5
«Пистолет и плитка шоколада», «Печатная машинка», «Лепестки восьмого марта», «Гамбит холодильщика», «Экзамен по английскому», «Мужчина в сером костюме, титульный лист и волшебные чернила», «Шуточка», «Никогда не женись!», «И почему он так любил бывать у нас?» – эти и другие рассказы (некоторые из них, например «Баллада о подвиге, или Циркумференция», «Тулбурел», ранее публиковались в «НГ-EL») составили сборник поэта и прозаика Ильи Журбинского. В предисловии его коллега по перу Владимир Соловьев именует автора многостаночником, остроумцем, ироником, забавником и основоположником жанра маразмиад. В книгу также вошли воспоминания Журбинского об Александре Межирове: «Создавалось ощущение, что поэт владеет вселенской тайной и осторожно пытается донести ее до нас через стихи».
![]() |
Анна Баснер. Круг, петля, спираль: [повести].
– М.: Альпина. Проза, 2025. – 382 с. ISBN 978-5-00223-564-3
В 2025 году Анна Баснер с романом «Парадокс Тесея» вошла в список финалистов Национальной литературной премии «Большая книга» в номинации «Художественная проза», а с повестью «Последний лист» заняла второе место в номинации «Проза» премии «Лицей» имени Александра Пушкина. Сборник «Круг, петля, спираль» включает три повести – «Приамовы сережки», вышеупомянутый «Последний лист» и «Слишком мертвых не бывает». В послесловии автор отмечает, что «эти повести – о любви, и они написаны с любовью. Я благодарна моим родным за их воспоминания. Персонажи книги далеки от реальных людей, сюжеты – плод авторской фантазии. Но наши беседы помогли насытить текст деталями и характерными приметами эпох. Нужно отделять фигуру автора от голоса рассказчика и уж тем более от персонажей, у каждого из которых к тому же своя оптика, свой взгляд на мир».
![]() |
Петр Дружинин. Текст Достоевского: Историко-филологические разыскания.
– М.: Новое литературное обозрение, 2025. – 312 с. ISBN 978-5-4448-2688-1
Исследование историка, старшего научного сотрудника Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН доказывает, что и в наше время возможны открытия в достоевистике, которая считается одной из самых разработанных областей филологии и литературоведения. Петр Дружинин на основе текстологических и историко-библиографических разысканий изучает «Записки из Мертвого дома», повесть «Двойник», роман «Идиот», журналы «Время» и «Эпоха», в которых Федор Михайлович был соредактором и соиздателем. «...До сих пор не были установлены точные даты выхода многих его книг, практически неизвестны фамилии не только тех цензоров, которые выдали билеты на выход книг в свет, но даже тех, кто цензуровал поданные в комитет рукописи, печатавшиеся как в отдельности, так и в составе периодических изданий».
![]() |
Дмитрий Володихин. Воротынский.
– М.: Молодая гвардия, 2025. – 256 с. (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 2070). ISBN 978-5-235-05263-5
Первая часть фразы «Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал… Шпака не брал» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» – как раз о нем, герое взятия Казани в 1552 году полководце Михаиле Ивановиче Воротынском (1510–1573), воеводе и боярине из княжеского рода. Однако на обложке книги доктора исторических наук, писателя, публициста Дмитрия Володихина значится только фамилия «Воротынский». «Почему же? По той же причине, что для правильного именования книги о генералиссимусе светлейшем князе Италийском, графе Александре Васильевиче Суворове-Рымникском достаточно одного слова: «Суворов». Ничего лишнего. Благородная лаконичность. Но всем понятно, о какой величине человеческой пойдет в книге речь».
![]() |
Нил Прайс. Сага о Ясене и Вязе: История и мифы викингов / Пер. с англ. В.В. Степановой.
– М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2025. – 672 с. (КоЛибри NonFiction). ISBN 978-5-389-29182-9
«На самом фундаментальном уровне внутри каждого человека эпохи викингов находилась не просто некая абстрактная «душа» (если это понятие отвечает вашим духовным представлениям), а несколько отдельных и даже независимых существ. Каждое из них было составной частью целого индивидуума. Поэтому судить викингов по первому впечатлению будет большой ошибкой, хотя эту ошибку допускали многие их современники. Очевидно, только некоторые, особенно из числа христиан, осознавали, кем и чем на самом деле были викинги, а поняв это, обычно испуганно отшатывались. Но сегодня в этом нет нужды. Глядя на викингов прямо и непредвзято, мы можем войти в их мир», – полагает английский археолог, специализирующийся на эпохе викингов и археологии шаманизма Нил Прайс. И обосновывает свою точку зрения в частях и главах книги «Сотворение Мидгарда», «Вьюжный век, волчий век», «Социальная сеть», «Воинское братство», «Новые миры, новые нации» и др.