0
54
Газета Печатная версия

19.11.2025 20:30:00

Все нормальны, а толку нет

Мы начинали жизнь внутри ленинской мечты, а кончаем ее внутри набоковской фантазии

Тэги: поэзия, набоков, ленин


поэзия, набоков, ленин Привлекает всех полотно… Херри мет де Блес. Искушение святого Антония. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Недавно поймал себя на странной, вряд ли совсем уж здравой мысли: как же это так вышло, что мы все – я имею в виду людей моего поколения – начинали свою жизнь внутри ленинской мечты, а кончаем ее внутри набоковской фантазии? Подумал об этом, когда вспомнил вот это стихотворение Владимира Набокова. Очень уж оно соответствует:

Бывают ночи: только лягу,

в Россию поплывет кровать,

и вот ведут меня к оврагу,

ведут к оврагу убивать.


Проснусь, и в темноте, 

со стула,

где спички и часы лежат,

в глаза, как пристальное дуло,

глядит горящий циферблат.


Закрыв руками грудь и шею, –

вот-вот сейчас пальнет 

в меня –

я взгляда отвести не смею

от круга тусклого огня.


Оцепенелого сознанья

коснется тиканье часов,

благополучного изгнанья

я снова чувствую покров.


Но сердце, как бы ты хотело,

чтоб это вправду было так:

Россия, звезды, ночь расстрела

и весь в черемухе овраг.

Ну правда ведь: наши годы выстроились за нашей спиной, как неумолимые солдаты с ружьями. Это вокруг нас все так молодо и черемуха в цвету, и сами мы чувствуем себя такими же молодыми, и кажется нам, что это просто недоразумение. Кому жаловаться?

Когда-то мы пели:

Ленин всегда живой,

Ленин всегда с тобой.

И теперь вот: кроме него – некому. Что ему сказать, как убедить?

Да разве он сам не понимает, что этот Набоков в этом своем стихотворении запечатлел не что иное, как мечту белогвардейца. Он, видите ли, мечтал вот таким образом возвратиться во враждебную ему большевистскую Россию и хотя бы на краю этого расстрельного оврага последний раз подышать ее незабвенным воздухом. А мы, какие же мы белогвардейцы? Мы никогда ни на один миллиметр не отклонялись от линии партии. Кто, как не мы, всегда послушно колебались вместе с ней – так в чем же провинились мы? Почему мы должны отвечать за то, что он, изнемогая спокойными парижскими ночами от избытка героизма, так живо вообразил эти живописные детали своего будущего подвига и в эту яркую, как у Киплинга, сказку в последний момент, должно быть, испугавшись и одумавшись, как злой колдун, поместил вместо себя нас. Товарищ Ленин, произошла чудовищная ошибка! Товарищ Ленин, вытащите нас из фантазии этого белогвардейца и верните в свою мечту!

И снова ищу я слова с которыми можно было бы обратиться к Ильичу от имени своего поколения. Какой нижайший поклон заставит обратить внимание вечно живого на судьбу так недолго живущих? Как сформулировать свои апрельские тезисы, чтобы они не были отвергнуты? Брожу и все думаю, думаю об этом, а листва вокруг такая зеленая!

Ну да, все это бред, конечно, но уж очень обидно. До того обидно, что решил его обнародовать. И чтоб чувствовать себя уверенней в этом своем решении приискал себе союзника в лице Владимира Маяковского, на весь свет когда-то объявившего:

Сегодня в вашем кричащем 

тосте

я овенчаюсь моим безумием.

И еще вдохновило меня веселое напутствие Феликса Кривина, хоть и не мне оно было адресовано:

«Ври, Мюнхгаузен! Выдумывай, барон! Выдавай за чистую монету! Не стесняйся, старый пустозвон, – все равно на свете правды нету!»

Пришло мое время, изготовлю, какое уж там получится, блюдо из этой своей грусти, о которой так точно сказал Окуджава:

Почему мы исчезаем,

превращаясь в дым и пепел,

в глинозем, в солончаки,

в дух, что так неосязаем,

в прах, что выглядит 

нелепым, –

нытики и остряки?

Почему мы исчезаем

так внезапно, так жестоко,

даже слишком, может быть?..

Авось и из этого моего бреда что-то путное выйдет, подумал. Вышло ведь однажды у Хенри де Блеса, как зафиксировал поэт Юрий Смирнов вот в этом своем стихотворении.

Нидерланды. Шестнадцатый

 век.

Вернисаж. Пол натерт 

до блеска.

Все спешат (исключая калек)

Посмотреть на Херри де Блеса.

Говорят, он пишет чудно,

Что-то есть в нем 

потустороннее.

Привлекает всех полотно

«Искушенье святого Антония».

Что ж, затасканный вроде 

сюжет.

Только вместо пурпурной 

гаммы

Неожиданно черный цвет,

Как провал за пределы рамы.

Был к суду привлечен де Блес.

Судьи, пряча под мантией 

панцирь,

Восклицали: «Сидит в нем 

бес,

А стране угрожают испанцы!»

Лишь спустя четыреста лет

Появилось такое мненье,

Что пугающе черный цвет –

Результат ненормального 

зренья.

Браво, доктор! Хвала уму!

Спит де Блеc под зеленой 

травкой...

Как могла бы помочь ему

Запоздалая ваша справка.

Государственный спит совет.

Спят доносы и подозренья.

Жив шедевр – ненормальность

 зренья.

Все нормальны, а толку нет.

Да какой уж там шедевр, хоть что-нибудь бы у меня вышло. Товарищ Ленин, помогите!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Бурлила старая «Юность»

Бурлила старая «Юность»

Александр Балтин

Броневики и фейерверки отечественной литературы

0
444
У нас

У нас

0
516
Каждая свеча горит по-своему

Каждая свеча горит по-своему

Ольга Акакиева

Друзья и коллеги Германа Гецевича помянули его стихами

0
674
Сорящий перлами, как мудрец

Сорящий перлами, как мудрец

Галина Щербова

Владимир Микушевич не переводил Рильке и Бодлера, а учил их говорить по-русски

0
569

Другие новости