0
279
Газета Печатная версия

24.12.2025 17:02:00

Человека красит галстук

Из какого гардероба растут стихи

Тэги: поэты, одежда, маяковский, ахматова


48-15-13250.jpg
Екатерина Горпинко. Стихи
и вещи: Как поэты Серебряного
века стали иконами стиля.– М.:
Альпина нон-фикшн, 2025. –
240 с.
«Возможно, кому-то покажется слишком поверхностным занятием обращать внимание на то, во что одет поэт. Разве больше нечего обсудить, кроме тряпок? Но мне всегда казалось, что одежду в буквальном смысле можно прочесть как стихи, и сделать это очень важно, поскольку порой костюм не менее красноречив, чем поэтический текст. Так возник замысел написать книгу о знаковых вещах в гардеробах поэтов Серебряного века. Каждый такой предмет их образа – отдельный сюжет, который может рассказать о владельце совершенно неожиданные вещи. Привычное представление о великих рушится, и одновременно рождается новый образ, стоит только пристально вглядеться в их внешний облик. Такой взгляд позволил с каждым из героев этой книги познакомиться заново», – считает аспирантка филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, сотрудник музея «Булгаковский дом» Екатерина Горпинко.

Персонажами ее книги стали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Анна Ахматова и «культовые» предметы их одежды – например легендарная желтая кофта Маяковского. Однако карьера Владимира Владимировича как поэта-футуриста началась все же не с кофты, а с банта-галстука – тоже, впрочем, желтого. В книге приводится связанный с этим фрагмент автобиографии Маяковского: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы – гнуснейшего вида. Испытанный способ – украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук». А объяснение привязанности именно к желтому есть у старшей сестры поэта Людмилы: «Желтый цвет с детства был любим нами, он символизировал для нас солнечную Грузию. В самом быту Грузии этот цвет был широко представлен в виде мутак (мягкие валики на тахте), подушек, портьер и прочего. У нас с сестрой тоже всегда были какие-нибудь желтые ткани. А у сестры Оли была желтая лента. Володя взял ее для какого-то вечера…»

Как поэт в России больше чем поэт (хотя благодаря Евтушенко эта истина стала известна уже после Серебряного века), так и предметы одежды бывают больше чем предметы одежды, превращаются в своего рода символы и фигурируют в произведениях своих владельцев. Скажем, вышеупомянутая кофта мелькает в поэме Маяковского «Облако в штанах»:

Хорошо, когда в желтую кофту

душа от осмотров укутана!

Это касается не только одежды – вспомним ахматовское:

И, простивши нрав мой 

вздорный,

Завещала перстень черный.

Так что стихи (вспомним опять Анну Андреевну) растут не только из сора, но и из поэтического гардероба.  


Читайте также


Актриса, чьим слезам поверили

Актриса, чьим слезам поверили

Вера Алентова ушла из жизни в возрасте 83 лет

0
705
Экономический рост на Украине может сократиться вдвое

Экономический рост на Украине может сократиться вдвое

Наталья Приходко

За счет внешней помощи зарплаты в стране увеличились на треть

0
1029
Сенаторы и депутаты выступили с алармистским законопроектом

Сенаторы и депутаты выступили с алармистским законопроектом

Иван Родин

Они считают, что заходы граждан в интернет требуют ужесточения системы профилактики правонарушений

0
1060
На наступление российских войск ВСУ отвечают масштабным ударом дронов

На наступление российских войск ВСУ отвечают масштабным ударом дронов

Владимир Мухин

В католическое Рождество украинские военные использовали для атаки на РФ почти 500 беспилотников

0
1977