Правоохранители проводят мероприятия по предотвращению преступлений в интернете и с помощью него. Фото с сайта www.пограничный.25.мвд.рф
Группа сенаторов и депутатов Госдумы инициировала поправки к закону «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ». Парламентарии настаивают, что полномочия правоохранительных структур и органов власти всех уровней должны быть дополнены пунктом об обязательном противодействии именно тем правонарушениям, которые совершаются в интернете или с его помощью. При этом упор в законопроекте сделан на том, что любой гражданин, вышедший во Всемирную сеть, может быть вовлечен в экстремистскую или террористическую деятельность.
На традиционное в общем предложение парламентариев опять что-то ужесточить правительство РФ отреагировало официальным заключением. Нюанс тут в том, что законопроект «О внесении изменения в ст. 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» этого не требовал, поскольку не предполагал дополнительных бюджетных расходов. Кабинет министров данное мнение подтвердил, но, видимо, решили именно так оформить свои замечания к инициативе депутатов и сенаторов от «Единой России».
Любопытно, что недовольство правительства вызвала только та поправка, которая вводила в систему профилактики правонарушений деятельность по повышению финансовой грамотности населения. Инициаторы, судя по всему, пытались привязать это к интернет-мошенничеству, но исполнительная власть возмутилась: «Поскольку под финансовой грамотностью понимаются основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений в целях достижения финансового благополучия и управления финансовыми рисками, такое направление профилактики правонарушений не соответствует предмету регулирования». После этого следы данной поправки исчезли в тексте и законопроекта, и пояснительной записки к нему.
В результате законопроект свелся к тому, что под госпрофилактику попадает лишь «противодействие правонарушениям в сфере компьютерной информации, а также совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий, выявление и устранение причин и условий их возникновения». В этой части возражений со стороны правительства не было, а стало быть, вполне можно допустить, что оно разделяет все алармистские восклицания парламентариев по поводу любого захода каждого гражданина в интернет. Хорошо, правда, уже и то, что кабинет министров потребовал не считать такой шаг преступлением. Впрочем, пессимисты могут обратить внимание и на пассаж из заключения правительства о том, что понятие «правонарушение» более широкое и включает в себя все виды правовых девиаций.
Из самой же пояснительной записки можно узнать следующее: «РФ ежедневно сталкивается с новыми формами криминальных угроз. В условиях ведущейся гибридной войны многократно возрос риск вовлечения граждан в противоправную деятельность. Любой гражданин может быть потенциально вовлечен в экстремистскую или террористическую деятельность через интернет, стать жертвой финансовых мошенников или иных киберпреступников». Однако «в условиях сохраняющегося некомплекта в органах внутренних дел отсутствует возможность обеспечить постоянный контроль за каждым объектом или гражданином, что выдвигает на передний план вопросы превентивной работы с населением субъектами профилактики правонарушений». Наверное, после вступления закона в силу интернет в регионах будут блокировать уже не по умолчанию, а по официальному распоряжению всех его властей.
В пояснительной записке приведена статистика роста так называемых интернет-преступлений и указано, что «особую тревогу» вызывает «вовлечение граждан через цифровые каналы в экстремистскую и террористическую деятельность, распространение деструктивного контента, манипулирование общественным сознанием». Между тем среди перечня из 16 полномочий по профилактике правонарушений нет у власти 17-го пункта, нацеленного именно на интернет. И о том, что именно Сеть представляет сейчас собой наибольшую опасность, не сказано, дескать, ни в одной из проанализированных инициаторами законопроекта муниципальных программ.


