0
7392
Газета Печатная версия

19.06.2002 00:00:00

Откуда взялись талибы?

Тэги: талибы, ислам, образование

Джованни Бенси - политический обозреватель Радио Свобода.
Акция возмездия за террористические акты, совершенные 11 сентября в Соединенных Штатах исламскими фанатиками-экстремистами, дала первые результаты: в Афганистане пал режим талибов, приютивший "сверхтеррориста" Усаму бен Ладена. Но кто такие талибы и что такое "Талибан"? Кроме некоторых "подвигов" вроде разрушения статуй Будды в Бамиане и крайнего уничижения женщин, известно, что слово "талибан" в переводе означает "студенты", "учащиеся". Или в расширительном смысле - "студенты мусульманских школ". Известно также, что они появились на свет в 1994 г. при активном содействии пакистанских спецслужб и, видимо, ЦРУ США для наведения в Афганистане "порядка" после разгула моджахедов, пришедших к власти вслед за выводом советских войск.

Чему же обучают талибов?

На самом деле большинство талибов вовсе не студенты, они даже не умеют читать и писать. Только часть из них получила образование в школах для беженцев в Пакистане времен советской оккупации Афганистана и в религиозных школах, находящихся в ведении исламских, чаще всего фундаменталистских организаций Пакистана. В те годы в Пакистан мигрировали от 3 до 4 млн. человек, которые сосредоточились в провинциях Сархад с центром в Пешаваре и Белуджистан с центром в Кветте.

В лагерях находилось много детей, обучать которых теоретически должно было пакистанское государство. Но оно, не справляясь с этим, передало дело в руки мулл и устадов (учителей), в большинстве своем членов организации "Ассоциация по прогрессу ислама". Эта группировка тесно связана с одним из двух объединений пакистанского мусульманского духовенства - "Джамъият-и улема-и Ислам" (ДУИ, "Объединение ученых и духовенства"). ДУИ, в свою очередь, руководствуется учением одного из двух главных движений индо-пакистанского ислама - деобанди. Другое конкурирующее движение называется барельви, к нему восходит второе объединение духовенства "Джамътят-и улема-и Пакистан" (ДУП).

Деобанди отличаются фундаментализмом и пуризмом, которые сближают их с ваххабитами, зародившимися в XVIII веке на Аравийском полуострове. (7 октября 2001 г. за несколько часов до начала англо-американской операции в Афганистане председатель ДУИ Маулана Фазл-ур-Рахман по приказу пакистанского президента Парвеза Мушаррафа посажен под домашний арест за организацию демонстраций в поддержку талибов и против США.)

Организованное обучение детей афганских беженцев в Пакистане началось к середине 80-х гг. XX века. Инициатива принадлежала Министерству внутренних дел Пакистана, которым тогда руководил Насируллах Бабар, а финансирование обеспечивали прежде всего США. Обучение было бесплатным. Преподавание поручили учителям деобандийского или ваххабитского толка. В частности, лидеры деобанди, прежде всего Миан Туфаил Хан, добились того, что в основу обучения были поставлены принципы, изложенные основателем "Джамаата" Абу-л-Ала Маудуди в двух книгах: "Исламская система воспитания" и "Исламская система воспитания и активные меры по ее внедрению в Пакистане", изданных в Лахоре соответственно в 1963 и 1957 гг.

На этой основе была организована сеть школ с программой обучения, которая делилась на две части - основную и вспомогательную. Первая включала все то, что понимается под "стремлением к познанию Аллаха", то есть в широком смысле - богословием: исследование Корана, толкование Корана, чтение нараспев его стихов, изучение сунны (предания) и связанных с ней дисциплин, исламское право, наследственное право, важное для урегулирования отношений собственности в таком сложном обществе, как пуштунское.

Вторая часть программы включала "светские" предметы, такие, как грамматика языков пушту и дари, афганская литература и строительное дело. Курс обучения делился на четыре ступени: начальную, среднюю, высшую и "науку о хадисах", из которых впоследствии талибы извлекут обильный материал для своих законов, воспринимаемых посторонними наблюдателями как "странные" (вроде запрета на телевидение и музыку). Считается, что к середине 2001 г. в пакистанских школах, контролируемых деобанди, обучались не менее миллиона человек.

Самые одаренные из этих людей, те, которые станут духовной и политической элитой талибов, получили дальнейшее образование в высшей духовной школе "Хаккания", прямо подчиненной ДУИ. Ее центр находится в городе Ахора Хатак. Школа основана в 1947 г. одним из лидеров деобанди Мавланой Абд-уль-Хаком. В настоящее время ею руководит Сами-уль-Хакк, видный представитель "Джамаат-и ислами", интегристской организации, председатель которой Кази Хусайн Ахмад был посажен под домашний арест правительством президента Парвеза Мушаррафа 5 ноября 2001 г. по обвинению в подрывной деятельности: он организовал антиамериканские и проталибские демонстрации.

Совсем недавно пешаварская газета "Машрик" поместила репортаж об этой школе и фотографию транспаранта с лозунгом: "Талибы - наши герои".

Другой важный центр по подготовке руководящих кадров талибов - "Общество исламских наук" - расположен в городе Карачи. Его директор - Мавлан Мухаммад Биннури. Здесь учатся около 8 тыс. студентов разных национальностей. Согласно некоторым сведениям, там получил образование и бывший лидер талибов Мулла Умар.

Индийские корни

Однако слово "талиб" имеет значение не только ученика или студента, а нечто большее. Чтобы это понять, перенесемся в колониальную Индию 30-40-х годов XX века. Мусульмане там составляли тогда меньшинство, которое боролось с двумя противниками: индуистским большинством и британскими колонизаторами. В обстановке острой национально-политической и религиозной конфронтации возникли воинственные организации: на стороне индуистов - "Шуддхи" ("Очищение"), "Сангатхан" ("Консолидация") и прежде всего "Раштрия сваямсевак сангх" ("Национальная сила самообороны"); на стороне мусульман - "Хаксар тахрик" ("Движение обездоленных", организованное якобы в благотворительных целях Алламой Машрики), "Таблиги джамаат" ("Общество пропаганды", созданное Мауланой Мухаммадом Ильясом).

Но главным было "Исламское общество" ("Джамаат-и ислами"), основанное в 1943 г. Саидом Абу-л-Ала Маудуди, видным богословом и философом, сыгравшим выдающуюся роль в становлении современной формы экстремистского индо-пакистанско-афганского ислама на основе деобанди и ваххабизма. Он был поборником восстановления халифата (отмененного с падением Османской империи в результате Первой мировой войны) и призывал индийских мусульман к массовому бегству в Афганистан ("Движение за эмиграцию"), тогда единственную суннитскую страну региона, не подверженную иностранному владычеству (соседний Иран - шиитская страна, а Средняя Азия находилась под советской властью).

В книге "Исламский закон и Конституция" Маудуди разработал теорию "совершенного" исламского государства. Это государство должно основываться на принципе "Божьего правления", понятия, которое он позже расширил в концепцию "правления Бога и народа", или, как он сам переводил этот термин, "теодемократии". Эта концепция предполагает нерушимое единство религии и политики, потому что "власть Аллаха распространяется на все аспекты человеческой жизни". Власть, как отражение Божьего всемогущества, подвергает всю совокупность человеческих действий своему всеобъемлющему контролю. "Нельзя претворить на практике эти принципы, - писал Маудуди, - если нет авторитета, способного навязать их обществу. Отсюда необходимость в исламском государстве... Исламское государство охватывает все и включает в свою сферу деятельности все стороны жизни". Во главе исламского государства стоит вождь, которого поддерживает "совещательное собрание", организованное по образцу совета асхабов, сподвижников пророка Мухаммада. Государство провозглашает Конституцию, в которой закрепляется принцип абсолютного суверенитета Аллаха и беспрекословного подчинения всех и вся шариату (исламскому праву). Существующие законы должны быть приведены в соответствие с шариатом или отменены.

Приоритетное значение должно придаваться образованию в духе Корана и предания, а также пропаганде самой строгой исламской доктрины.

Цель таких мероприятий - сформировать господствующий класс, беззаветно преданный делу ислама и готовый к самопожертвованию ради осуществления высших исламских идеалов. В исламском государстве, согласно концепции Маудуди, проводятся выборы, но благодаря "убежденности", внедренной в массы посредством вездесущей пропаганды, люди будут непременно избирать "правильных" людей. Правящий класс должен руководствоваться принципом ибадата. Это выведенное из Корана понятие означает "беззаветную отдачу самого себя воле Бога" и связано со словом "абд", в переводе "раб".

Маудуди называл систему исламского государства "порядок Избранного", имея в виду пророка Мухаммада. Он же впервые ввел в политический обиход слово "талиб". Ведь оно имеет и другое значение: "стремящийся", "требующий", "ищущий". Господствующую элиту идеального исламского государства Маудуди обозначал термином "талибан-и гаят", "стремящиеся к пределу". Подразумевается, конечно, предел, максимум исламского совершенства. Именно в этом смысле, а не в тривиальном значении "студенты" недавние правители Афганистана присвоили себе название "Талибан".

Талибы и фашизм

Концепция исламского государства недалека от идеи тоталитарного "этического государства", сформулированной итальянским теоретиком фашизма Джованни Джентиле и осуществленной диктаторами Бенито Муссолини и Адольфом Гитлером (существенные элементы "этического государства" присутствовали и в теории и практике Ленина и Сталина). И действительно многие деятели "Джамаат-и ислами" питали определенные симпатии к фашизму и нацизму, не только из-за антибританской ориентации тогдашних Италии и Германии, но и из-за сходства "теодемократии" Маудуди с основными принципами фашизма.

Увлечение фашизмом не было редкостью в антитиколониальном движении британской Индии 30-40-х гг. Правда, оно было характерным прежде всего для индуистских экстремистов из упомянутой "Раштрия сваямсевак сангх", группы, из которой произросла нынешняя правящая в Индии партия "Бхаратия джаната", партия премьера Ваджпаи. Идеолог "Раштрии" Мадхравао Садашив Гольвалькар в 1939 г. так и писал: "Для сохранения чистоты расы и ее культуры Германия, импонируя всему миру, очищает страну от семитской расы, евреев. Расовая гордость проявилась тут в высочайшей форме".

С мусульманской стороны такого открытого восхищения нацизмом не было, потому что у индийских мусульман отсутствовало сознание принадлежности к арийской расе, которой гордились некоторые индусы. Но тем не менее показательна книга, написанная Маудуди на урду, которая называется "Ислама низам аур магриби ладини джумхурият", то есть "Исламский порядок и западная светская демократия". Правда, "джумхурият" означает скорее всего "республика", но он употреблял это слово именно в значении демократии. И слово "ладини", собственно, значит "безбожный", но для Маудуди "светскость" была непременно синонимом "безбожия". В этой книге Маудуди пишет, что политическая идеология ислама по своей целостности сродни коммунизму и фашизму и так же, как эти идеологии, противопоставляет себя "бесхребетной" западной демократии. В книге "Послание о религиозности" Маудуди, как бы перекликаясь с лозунгом Муссолини ("Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства"), писал, что мусульманин должен "расплавить в горниле ислама всю свою жизнь, не пощадив ни малейшей ее части". Именно людей, "расплавивших" свою жизнь в исламе", Маудуди называет "талибан-и гаят".

Обучение талибанской верхушки в таких школах, как "Хаккания", под Пешаваром проводилось по указаниям, изложенным Маудуди в книге "Исламская воспитательная система и меры по ее активному внедрению в Пакистане".

При содействии "Джамаат-и ислами" в Индии 40-х гг. возникли боевые группировки, устраивавшие уличные схватки с англичанами и индуистами. Их было две, одна для юных "талибан-и гаят", которая называлась "Полумесяц", другая для "талибов" постарше под названием "Полная луна". Владимир Путин сравнил террористов, устроивших террористические акты в Нью-Йорке и Вашингтоне, с нацистами. Не знаем, известны ли ему идеологические корни фанатиков-исламистов, но его сравнение имеет историческое обоснование.

Борьбой Индии против британского колониального владычества руководили две выдающиеся личности - всемирно известный индуист, Мохандас Ганди, прозванный Махатмой (Великая душа), руководитель партии "Индийский национальный конгресс", и менее известный, но столь же крупный лидер "Мусульманской лиги" Мухаммад Ади Джинна, прозванный Каид-и аъзам (Великий вождь). Оба отвергали экстремизм. Ганди, например, ратовал за примирение между индуистами и мусульманами и за их совместную жизнь в независимой Индии. Джинна, следуя теории о "двух нациях" поэта и философа Алламы Мухаммада Икбала, стал поборником создания отдельного государства для мусульман индийского субконтинента, но не принимал концепции Маудуди.

В 1947 г. Джинна добился своего: историческая Индия была разделена на Бхарат (собственно Индия) и новообразование Пакистан (Страну чистых).

Разделение сопровождалось массовым бегством сторонников обеих религий в противоположных направлениях, что привело к кровавым столкновениям и гибели более миллиона человек. Мудуди тоже переселился в Пакистан, где обосновался в Лахоре. Там он продолжал свою борьбу, постоянно вступал в конфликт с властями, которые он обвинял в "светскости" и отступлении от истинной веры. Он боролся также против религиозных меньшинств, в первую очередь шиитов и мусульманской секты "Ахмадия" (она же "Кадиани"). За подрывную деятельность Маудуди неоднократно подвергался аресту и в 1953 г., в условиях чрезвычайного положения при хаотическом режиме генерал-губернатора Гуляма Мухаммада, был приговорен к смертной казни, но вскоре был помилован. Старый и больной, в 1972 г. он сложил с себя обязанности председателя "Джамаат-и ислами" и умер в 1979 г. в Соединенных Штатах, куда поехал на лечение (несмотря на свою враждебность к западной демократии).

"Джамаат-и ислами" еще существует в Пакистане, его возглавляет Кази Хусайн Ахмад, который продолжает бороться за исламское государство. Во время советской оккупации Афганистана "Джамаат-и ислами" поддерживал фундаменталистскую группировку "Исламская партия" Гульб-уд-дина Хекматияра. Сегодня Кази Хусайн Ахмад - один из самых громогласных поборников талибов в Пакистане и после событий 11 сентября так же, как и лидер ДУИ Фазл-ур-Рахман, был посажен под домашний арест. К руководящему составу "Джамаат-и ислами" принадлежит также директор школы "Хаккания" Сами уль-Хакк.

Причудливые законы

Во время своего владычества талибы приняли законы, которые многим казались просто "причудливыми". Но эти законы имеют свою логику: они основаны на крайне дословном толковании отдельных мест из Корана и прежде всего хадисов, внекоранических изречений Мухаммада, записанных его сподвижниками и переданных через длительную цепь посредников. Есть несколько собраний хадисов, называемых "Сахих" ("Подлинные"), хотя их подлинность часто весьма сомнительна. Одно из наиболее известных и авторитетных собраний хадисов составлено Аль-Бухари в IX веке, и именно на нем основывается большинство "причудливых" законов талибов. Например, мужчинам предписывалось непременно носить бороду, потому что у Аль-Бухари есть такие слова: "Пророк сказал: отличитесь от мушрикин (многобожники), отрастите бороду и усы".

В Коране нет однозначного запрета на изображение человеческой фигуры, но у Аль-Бухари находим хадис, в котором утверждается: "Пророк <...> проклинал <...> художников" и "Наиболее строгое наказание от Аллаха получат художники". Талибы запретили телевидение, ссылаясь при этом опять на Аль-Бухари, у которого есть хадис, гласящий: "Лицезрение харама ("запрещенные вещи") есть прелюбодеяние ока". Поскольку в хадисах ничего не говорится о "прелюбодеянии уха", радио разрешалось, лишь бы не передавало музыку. Ведь запрещалась и музыка, которая играет столь важную роль в суфийских обрядах, когда-то широко распространенных в Афганистане (крупнейший суфийский поэт Джалал-уд-дин Руми, автор "Духовных двустиший" родом из Балха, на севере Афганистана). И для этого запрета есть соответствующий хадис: "Сказал Пророк: среди моих последователей есть и те, кто считает законным пользование маазифом ("музыкальные инструменты" и вообще "музыка")... Аллах их истребит в ночи и опрокинет на них горы, остальных превратит в обезьян и свиней, и таковыми они останутся до Судного дня".

Это лишь некоторые примеры, но их можно было бы продолжить. Важно лишь отметить, что подобное толкование Предания большинство мусульманских юристов и богословов не поддерживают.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Президент возвращает "Единую Россию" во времена парткомов

Президент возвращает "Единую Россию" во времена парткомов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Правящую политструктуру переключили с электоральных чудес на ежедневную управленческую работу

0
885
Законы о QR-кодах готовят к первому чтению

Законы о QR-кодах готовят к первому чтению

Иван Родин

За правительственную инициативу Госдума проголосует условно

0
1072
Минюст исправит ситуацию в адвокатуре

Минюст исправит ситуацию в адвокатуре

Екатерина Трифонова

Требования к статусу, деятельности и поведению защитников хотят ужесточить

0
870
3 миллиона россиян перестали быть бедными

3 миллиона россиян перестали быть бедными

Ольга Соловьева

Росстат смог статистически затормозить обнищание населения

0
1116

Другие новости

Загрузка...