0
1850
Газета Интернет-версия

20.04.2005 00:00:00

Гора раздора

Тэги: храмовая гора, палестинцы


В Израиле опять неспокойно. Воскресенье, 10 апреля, полиции пришлось сдерживать палестинцев, пытающихся прорваться к иерусалимской мечети Аль-Акса на Храмовой горе. Манифестанты вышли на улицы по призыву мусульманских улемов (богословов). Дело закончилось настоящим побоищем, во время которого были применены резиновые дубинки и слезоточивый газ. Около десяти палестинцев получили ранения, десятки арестованы.

Ситуация осложнилась после того, как радикально настроенные еврейские поселенцы собрались в поход на Храмовую гору. В этот день на подступах к ней израильская полиция задержала членов ультраправой еврейской организации "Ревава" ("Множество"). Именно это движение неоднократно заявляло о планах провести в воскресенье массовое паломничество евреев на Храмовую гору, где расположена важнейшая мусульманская святыня - мечеть Аль-Акса, куда иудеям вход запрещен. Туда не могут зайти даже израильские официальные лица, поскольку за этим бдительно следят как израильские пограничники, так и мусульманские охранники. Этот запрет обусловлен прежде всего тем, что Храмовая гора - не только священное для мусульман место, но и краеугольный камень арабо-израильского конфликта, о который разбиваются все мирные планы и инициативы. Корни этого конфликта уходят в библейские времена.

Согласно преданию, именно на Храмовую гору Авраам привел своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву Богу. Здесь в 966 году до н.э. царь Соломон построил первый Иерусалимский Храм на скале, где находился Ковчег Завета со скрижалями. В 587 году до н.э. этот Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором, Ковчег Завета похищен, а храмовые сокровища вывезены в Вавилон. После вавилонского плена Храм был воздвигнут вновь, правда, в более скромных размерах. И лишь царь Ирод Великий вернул ему величие, роскошь и красоту, которые имел когда-то Храм Соломона.

В 70 году н.э. римляне разрушили Иерусалим и Храм и не разрешили отстроить его заново. С тех времен и до наших дней сохранилась на Храмовой горе часть западной опорной стены Иерусалимского Храма - так называемый Котель, или Стена плача. После разрушения Храма римлянами Храмовая гора пребывала в запустении, в римско-византийский период здесь был пустырь. В 638 году византийцы практически без боя сдали Иерусалим мусульманам. Арабы решили, что святое место не должно пустовать и построили здесь мечеть Аль-Акса.

Святость Храмовой горы и Иерусалима для мусульман определяется 17-й сурой Корана, первый стих которой гласит: "Хвала тому, кто перенес ночью раба Своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую". Под мечетью "неприкосновенной" традиционно подразумевается мечеть в Мекке, под мечетью "отдаленнейшей" - мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. Согласно преданию, архангел Джабраил перенес Муххамада из Мекки в Иерусалим, где показал ему Храм. Несмотря на то что во времена Пророка на Храмовой горе не было мечети, мусульмане считают, что в своем сне-путешествии Муххамад видел именно мечеть Аль-Аксу.

В конце XI века, 15 июля 1099 года, крестоносцы взяли Иерусалим штурмом, изгнали из города арабов и евреев. В 1187 году, после того как султан Саладин (Салах ад-Дин) разгромил армию крестоносцев, евреям было разрешено вернуться туда. В 1291 году город и Храмовая гора перешли во власть мамелюков, а два века спустя - османов. В османский период (1516-1917) Храмовая гора перестраивается, реконструируется и приобретает современный вид. В период британского мандата (1917-1948) управление территорией Храмовой горы передается мусульманскому совету - Вакфу.

Как известно, при разделе Палестины в 1948 году Иерусалим достался Иордании. Во время этого правления, которое продолжалось до 1967 года, иорданский король официально объявил себя покровителем святых мест ислама на Храмовой горе. В результате Шестидневной войны Иерусалим и Храмовая гора вновь оказались в руках израильтян, о чем весь мир оповестил израильский генерал Моте Гуру. Израильские десантники, ворвавшиеся во двор Аль-Аксы, пели и плакали, выражая чувства всего еврейского народа, дождавшегося великого часа. Но, как известно, мало взять высоту, надо еще ее удержать.

Начиная с 1967 года вход на Храмовую гору был открыт для всех желающих. Внешний контроль и охрана осуществлялись израильтянами, внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой горы - Вакфу. Покровителем святых мест ислама на Храмовой горе традиционно считается правящий иорданский монарх, он же контролировал мусульманский совет Храмовой горы.

В октябре 2000 года Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору, что вызвало негодование палестинцев. Восстание палестинцев, начавшееся после этого инцидента, было названо "интифадой Аль-Акса". В переводе с арабского слово "интифада" означает "война камней".

В это же время в некоторых горячих головах зародилась мечта о строительстве Третьего Иерусалимского Храма. В последние годы представители ультраправой организации "Ревнители Храмовой горы" неоднократно пытались втащить на гору то краеугольный закладочный камень, то мешки с землей, собранные со всех концов Израиля, то модель Третьего Храма. Все это вызывало гнев палестинцев. На каждое такое восхождение они норовили ответить очередным терактом в Иерусалиме или других городах страны.

Израильской полиции пока удается сдерживать религиозных экстремистов.<br>Фото ReutersПосле смерти Арафата у евреев и арабов появился шанс урегулировать конфликт. Желание хоть немного пожить в мире назрело как в израильском, так и в палестинском обществе. Многие с ностальгией вспоминают о "доинтифадных" временах, когда Иерусалим был полон паломников и туристов. Это было выгодно всем: и евреям, и арабам. За последние годы в Израиле обострились политические и экономические проблемы - и это тоже результат интифады. Да и общество расколото на сторонников "мирного процесса" и желающих уничтожить всех террористов до последнего. Среди ультраортодоксов (харедим) тоже хватает "ястребов". Опираясь на Священное Писание, они требуют, чтобы их пустили на Храмовую гору для молитв и жертвоприношений. Но мусульмане считают это кощунством. "Если сионисты осквернят мечеть Аль-Акса, они посеют семена третьей интифады", - заявил представитель движения "ХАМАС" Низар Райан.

Недавно бывший глава службы внешней разведки "Моссад", а ныне депутат кнессета от партии "Авода" Дани Ятом выступил с предупреждением, что в Израиле может произойти военный переворот. Объективные предпосылки к этому Дани Ятом видит в увеличивающейся доле представителей национально-религиозного лагеря среди командного состава израильской армии. "Военнослужащие находятся под сильным влиянием своих раввинов и готовы подчиниться приказу раввина в большей степени, чем приказу своего армейского командира", - заявил Ятом.

Мнение депутата Ятома поддержал отставной генерал армии Израиля Дани Ротшильд. Он также признал, что военный переворот в Израиле вполне реален. Действительно, в последнее время многие раввины выступили с призывами к военнослужащим не подчиняться приказам командования об эвакуации еврейских поселений в секторе Газа. Эти поселения должны быть уничтожены согласно плану мирного урегулирования "Дорожная карта".

История Израиля еще не знала попыток военных переворотов, но сегодня значительная часть евреев выступает против ухода с арабских территорий, который многие называют односторонней уступкой вечному врагу. Борьба за Храмовую гору в этой ситуации становится не только "битвой за святыни", но и маневром, отвлекающим армию и полицию от ликвидации поселений в секторе Газа. Эта проблема обострила обстановку в Израиле и вынудила Ариэля Шарона во время его последнего визита в США с грустью признать, что он всю жизнь защищал евреев, но теперь впервые принимает меры к тому, чтобы защититься от них. Речь идет о личной безопасности премьер-министра. Религиозные радикалы уже неоднократно напоминали ему о судьбе Ицхака Рабина, убитого в 1995 году еврейским экстремистом Игалом Амиром.

К счастью, на этот раз полиции удалось не допустить на Храмовую гору ни еврейских, ни палестинских радикалов. Но большинство экспертов мрачно предрекают, что это только начало. Неизвестно только чего - новой интифады или очередного мирного процесса? С одной стороны, и евреи, и палестинцы устали от взаимной вражды, с другой - рост религиозного экстремизма среди давних противников может в любой момент привести к взрыву страстей и большой крови.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1317
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3466
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1961
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2252

Другие новости