0
4928
Газета Интернет-версия

17.07.2013 00:01:00

Экология нового язычества

Аркадий Малер

Об авторе: Аркадий Маркович Малер – глава интеллектуального клуба «Катехон», член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия РПЦ.

Тэги: язычество, рпц, христианство, экология, аркадий малер


язычество, рпц, христианство, экология, аркадий малер Природа являла свою первозданную чистоту в Эдемском саду, но человечество по грехам своим утратило Рай. Питер Пауль Рубенс и Ян Брейгель Старший. Эдем и грехопадение. 1615. Королевская галерея Маурицхейс. Гаага, Нидерланды

Название статьи Анатолия Черняева «Антиэкологическая доктрина РПЦ» (см. «НГР» от 03.04.13) звучит столь интригующе, что от прочтения самого текста ожидаешь эффекта взорвавшейся бомбы – неужели Русская Православная Церковь, десятилетиями проповедующая бережное отношение к окружающей среде, вдруг написала «антиэкологическую доктрину»? Поводом для критики стал документ «Позиция РПЦ по актуальным проблемам экологии», выдвинутый Межсоборным присутствием и принятый Архиерейским Собором РПЦ в феврале с.г. Как и все документы общецерковного значения, он широко обсуждался и редактировался на всех стадиях своего утверждения и был опубликован в Интернете задолго до самого Собора. Так что, если бы в документе действительно было бы какое-нибудь «антиэкологическое» положение, то оно давно вызвало бы неизбежный резонанс  хотя бы среди профессиональных экологов, с самого начала консультировавших его авторов. Однако автор этой статьи не останавливается на критике соборного документа и обвиняет в антиэкологизме… само христианство как таковое: «Именно христианство дало богословское обоснование потребительского отношения к природе». Возникает вопрос: если экологическая позиция РПЦ не соответствует «антиэкологизму» самого христианства, то зачем его называть «антиэкологической доктриной»? Либо РПЦ обвиняется в том, что она недостаточно христианская и замалчивает свое подлинное учение, либо в том, что она слишком христианская и последовательна в своем учении.
С христианской точки зрения, основанной на библейском Откровении, Бог создал весь материальный мир благим и благоустроенным (Быт. 1, 8–25), и человек восхищается всем Божественным творением (Пс. 91, 5), как зритель восхищается картиной художника. В этом восхищении уже заключается не только этический, но и эстетический пафос христианства. Христианин не может быть равнодушен к природе, как сын не может быть равнодушен к дому, который построил для него отец. При этом автор очень точно замечает, что в сравнении с другими религиями христианство наиболее антропоцентрично, но он делает из этого ровно обратные выводы, нежели православные богословы. Сравнительный «антропоцентризм» христианства заключается в том, что Бог создал человека не как животное, а по своему образу и подобию (Быт. 1, 26), и призвал самого человека к «обожению». Сам Творец воплощается именно в человеческой природе и поэтому создает Церковь как богочеловеческий организм. Действительно, правы те исследователи, которые видят в христианстве исключительно гуманистическую религию, на основе которой только и возможно было возникновение новоевропейского гуманизма с его ценностями прав и достоинства личности.
Противоречие новоевропейского «гуманистического антропоцентризма», как определяется эта позиция в обозначенном документе, состоит в том, что он сохранил христианское представление о ценности человеческой личности, но отказался от его метафизического базиса – самой христианской веры. Таким образом, человек был провозглашен главной ценностью на земле, со своими особыми свободами и правами, но у него уже не было никаких обязанностей, а самое главное, это уникальное «положение человека в космосе» (Макс Шелер) уже никак нельзя было обосновать, оно просто постулировалось без всяких объяснений. Поэтому все пороки новоевропейского антропоцентризма, включая некоторый экологический нигилизм, известны не своими христианскими корнями, а как раз наоборот – отсечением этих корней и противопоставлением себя христианству.
В христианском вероучении человек должен был не только обладать миром и владычествовать над ним (Быт. 1, 28), но и бережно хранить его (Быт. 2,15) – вот основа основ христианской экологической этики. И только отказавшись от христианства, европейцы Нового времени забыли об этом императиве, данном человеку в самом начале его жизни, еще до грехопадения. Поскольку же грехопадение исказило не только человеческую природу, но и всю мировую природу, постольку, по словам апостола Павла, «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 22). И именно поэтому другой апостол Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2,15) не потому, что сам тварный мир является злом. В таком отношении к грехопадшему миру нет никакого мироотрицания, как нет никакого человекоотрицания в утверждении, что природа человека грешна, а его существование на земле бренно. Как бы ни были несовершенны человек и окружающий его мир, потомки Адама так же должны хранить этот мир, как их праотец хранил Эдемский сад.
Откуда же взялось странное обвинение христианства в «антиэкологизме»? Задолго до американского антрополога-эволюциониста Лесли Уайта, на которого ссылается автор, подобное обвинение предъявляли христианству язычники, о которых сам автор столь комплиментарно пишет в своей статье. Если экологические концепции коренятся в религиозной картине мира, то по логике Уайта единственное спасение мира от экологической катастрофы состоит в возвращении к язычеству, где природа «полна богов» (Фалес), а природные ресурсы одушевлены и их использование может вызывать гнев этих богов, как считали индейцы хопи, на чьи мифы автор ссылается в противовес Библии.
Отсюда неизбежно возникает второй вопрос: если уж последовательно заниматься «генеалогией морали», то в ветхозаветном «антропоцентризме», якобы отчуждающем Бога от человека, а человека от природы, нужно обвинять не столько христианство, сколько саму ветхозаветную религиозность, не принявшую Новый Завет – то есть иудаизм, а шире – сам принцип «авраамической» религиозности. Ведь экологическая позиция христианства сделала шаг вперед по сравнению с древним иудаизмом, поскольку, например, христианство отказалось от кровных жертвоприношений и никаких ритуальных убийств животных в христианстве нет. Если же строго следовать всем православным постам, то воздерживаться от животного мяса в общей сложности иногда приходится до полугода, не считая подготовки к причастию, которое в жизни христианина должно происходить как можно чаще. Более того, в контексте православного мировоззрения вообще невозможно говорить о каком-либо «отчуждении» Бога и мира, поскольку Бог-Творец реально присутствует в тварном мире своей нетварной природой (нетварными энергиями) – прежде всего в евхаристии, о чем прямо сказано в соборном документе: «Церковь призывает благодать Святого Духа не только на человека, но и на весь окружающий его мир. Божественная евхаристия освящает тварный космос».
Таким образом, христианская онтология никак не способствует каким-либо антиэкологическим установкам. Тем более удивительно замечание автора относительно таких тривиальных слов в этом документе: «Церковь ежедневно молится о «благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных», совершаются и особые молитвы о людях, трудящихся на земле, об избавлении от стихийных бедствий, вредоносных животных». С точки зрения автора, этот тезис противоречит экологическому мышлению: «Весьма опрометчиво со стороны авторов экологической декларации РПЦ и напоминание о том, что Церковь молится «об избавлении от стихийных бедствий, вредоносных животных» и т.п. Ведь выражаемая такими молитвами установка – не что иное, как активное стремление к нарушению естественного природного баланса», – пишет Черняев.
На это неожиданное замечание неизбежно возникают три возражения. Во-первых, с каких пор для христиан так называемый естественный природный баланс может оказаться хоть сколько-нибудь сопоставимой ценностью со всемогущей и всеблагой волей Бога? Во-вторых, если РПЦ своими молитвами может реально нарушить «естественный природный баланс», то тогда нет смысла упрекать ее в ложной онтологии и остается только принять эту онтологию как единственно истинную. Наконец, в-третьих, из этого замечания следует, что человечество вообще не должно стремиться к спасению от стихийных бедствий и вредоносных животных, раз предотвращая первые и уничтожая вторых, оно нарушает «естественный природный баланс». И тогда остается выяснить, что может быть реальной положительной альтернативой христианской экологической этики – языческая сакрализация жизни природы во всех ее проявлениях или отказ от самой жизни человека ради жизни других организмов?   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Московский Общественный штаб по наблюдению за выборами присмотрит за голосованием в сентябре

Елена Крапчатова

0
828
Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Ташкент сближается с Пекином, или Почему мы плохо знаем китайцев

Андрей Захватов

Вечных братьев между народами нет, есть только партнеры

0
1441
Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Россияне поболеют за Америку – и выздоровят

Дарья Гармоненко

Иван Родин

"Трампофилия" в средствах госпропаганды вряд ли достигнет градуса 2016 года

0
1644
Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Наблюдение за выборами уже обходится без партий

Иван Родин

Общественные контролеры выходят на борьбу второй раз за этот год

0
1179

Другие новости