0
6945
Газета Печатная версия

18.06.2014 00:01:07

Биография без жития

Древнерусский князь между святостью и светскостью

Андрей Мартынов

Об авторе: Андрей Викторович Мартынов – кандидат философских наук.

Тэги: книга, история, алексей карпов, андрей боголюбский, древняя русь, князь, святой


книга, история, алексей карпов, андрей боголюбский, древняя русь, князь, святой

Карпов Алексей. Андрей Боголюбский. – М.: Молодая гвардия, 2014. – 462 с.

Одной из проблем современного общества являются непростые отношения культуры и религии. Да, у нас секулярное государство. Но уважение чувств верующих никто не отменял. Наоборот, с недавних пор эти чувства защищает закон. Как в данном случае избежать конфликтов? Один пример: насколько корректно для православного верующего могут звучать критические оценки в адрес причисленного к лику святых последнего российского императора? С одной стороны, свобода слова. С другой – защита религиозных чувств.

Современный московский историк Алексей Карпов в работе над биографией князя Андрея Боголюбского (сер. 1120-х – 1174), причисленного Русской Православной Церковью к лику святых, оказался перед подобным вопросом. Ведь несмотря на давность лет, споры вокруг князя не прекращаются, в том числе и среди верующих. Так, знаменитый историк религии Георгий Федотов в числе прочего писал о нем: «Политическая деятельность князя Андрея Боголюбского по-разному расценивается современниками. На юге ему не могли простить погрома Киева, на севере Ростов и Суздаль были оскорблены возвышением Владимира. Вот почему летописные отзывы о нем не всегда благоприятны».

Карпов старается подойти объективно к оценке князя как политика. Он видит в стремлении Андрея Боголюбского к усилению собственной власти определенное социальное или политическое «пророчество» или предчувствие. Своими действиями в век раздробленности и междоусобных войн («парад суверенитетов» того времени) князь стремился к объединению земель, укреплению государственности, тенденции, которая начнет проявляться лишь спустя сотню лет после его смерти. Поэтому ученый, приводя высказывание другого критика Андрея Боголюбского – историка Василия Ключевского – о том, что «проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своем Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего темного угла на Клязьме», отмечает, что Василий Осипович вынес «беспощадный, хотя и не во всем справедливый приговор князю».

Объективности ради отметим: тот же Ключевский писал, что на войне «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку». Но «тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда все было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха».

В книге рассмотрен и вопрос канонизации Андрея Боголюбского. Он тоже в свое время стал предметом дискуссий. Федотов в качестве причины причисления князя к лику святых обращал внимание на то, что «его насильственная смерть произвела такое впечатление на современников, что тогда уже было внесено в летопись сказание о ней». О том же пишет и Карпов. Правда, касаясь роли князя в истории Церкви, исследователь справедливо замечает, что в церковном календаре имя Андрея Боголюбского связано не только с днем его памяти (4 июля). Историк обращает внимание на установленные им лично или тесно связанные с его деятельностью праздники. Это и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), и день памяти святителя Леонтия Ростовского (5 июня), и другие…

Можно вспомнить и строительство Андреем Боголюбским церквей, многие из которых стали частью не только религиозного, но и общекультурного пространства. Как там у Наума Коржавина: «По какой ты скроена мерке?/ Чем твой облик манит вдали?/ Чем ты светишься вечно, церковь/ Покрова на реке Нерли?» Вот где светское и религиозное начало наверняка примирились.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Центробанк оценил вред нефтяного эмбарго независимо от правительства

Центробанк оценил вред нефтяного эмбарго независимо от правительства

Ольга Соловьева

Минфин обещает увеличить расходы в последние дни 2022 года

0
998
Принятый на Западе раздельный бюджет не принимается в России

Принятый на Западе раздельный бюджет не принимается в России

Анатолий Комраков

Муж и жена совместно контролируют расходы в половине российских семей

0
772
Банковской системе угрожает демографический шок

Банковской системе угрожает демографический шок

Анастасия Башкатова

Пенсионеров обвинили в глобальной разбалансировке экономики

0
910
Партии присматриваются к полевым командирам и военкорам, а те – к партиям

Партии присматриваются к полевым командирам и военкорам, а те – к партиям

Дарья Гармоненко

Неожиданные результаты спецоперации проявляются в российской политике

0
705

Другие новости