0
13110
Газета Печатная версия

16.07.2014 00:01:00

«Аль-Каида» превращается в «Халифат»

Исламисты по всему миру присягают на верность Абу Бакру аль-Багдади

Александр Игнатенко

Об авторе: Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России.

Тэги: конфликты, исламисты, ирак, сирия, алькаида, исламское государство


конфликты, исламисты, ирак, сирия, аль-каида, исламское государство Сеть вербовочных пунктов по всему миру обеспечила мобилизацию в армию под черным знамем в Ираке и Сирии десятков тысяч боевиков. Фото Reuters

Провозглашение организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» Халифата в захваченных ими регионах Северо-Западного Ирака и Северо-Восточной Сирии вызвало широкие дискуссии в самых разных странах о том, на какие же людские ресурсы и теологические обоснования опирается новоявленный глава мусульман всего мира.

«Зонтичное» квазигосударство джихадистов

«Зародышем» этого «Халифата» в конце 90-х годов прошлого, XX века стала группировка, действовавшая в Иордании и называвшаяся «Единобожие и джихад» (араб. ат-Таухид ва-ль-Джихад). Она планировала заявить о себе серией террористических актов в начале третьего тысячелетия. Но иорданские спецслужбы нанесли по ней превентивный удар, и многие террористы попали в тюрьмы. Среди них – Абу-Мусаб аз-Заркави, который после выхода из тюрьмы переместился в Ирак, где стал создавать филиал «Единобожия и джихада» с целью борьбы против режима Саддама Хусейна и, не исключено, воссоздания Хашимитского королевства из территорий Иордании и Ирака, в котором Хашимитская династия была свергнута в 1958 году.

Вторжение США в Ирак в 2003 году ввергло Ирак в хаос, что привело к активизации аз-Заркави, который принес байат (клятву верности) Усаме бен Ладену. И его группировка стала региональным (иракским) филиалом «Аль-Каиды» под названием «Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек» (араб. Аль-Каида фи-Биляд ар-Рафидайн, подразумеваются Тигр и Евфрат).

12-4-3_t.jpg
О присяге новоявленному главе мусульман сообщили прихожане
одной из мечетей индонезийского города Бама (справа)
и повстанцы-исламисты с филиппинского острова Минданао (слева).
Скриншот пропагандистского ролика исламистов и фото с сайта www.twitter.com/abualbawi

В последующем «Аль-Каида в Стране Двух Великих Рек», приняв в себя ряд суннитских группировок, создала в 2006 году после убийства аз-Заркави американцами «зонтичную организацию» – «Исламское государство Ирака» (ИГИ, араб. Дауля аль-Ирак аль-Исламийя), которое сразу стало квазигосударственным образованием в «суннитском треугольнике» Ирака, на что указывало слово «государство» в названии и вся его последующая активность. С этого момента в оборот было введено знамя ИГИ, которое в документах ИГИ, в его литературе и в речевом обиходе его моджахедов называется «Знамя Единобожия» (араб. Рая ат-Таухид).

В разных концах света стали возникать филиалы ИГИ, которые маркировали свое присоединение к «Исламскому государству Ирака» принятием «Знамени Единобожия», – «Сторонники шариата» (араб. Ансар аш-Шариа) в Тунисе, Ливии, Йемене, Египте, «Партизаны Иерусалима» (араб. Ансар Байт аль-Макдис) в Египте. В России, на территории Дагестана, тоже возникло по меньшей мере два филиала ИГИ – «Ансару аш-Шариа», что значит по-арабски «Сторонники шариата», и «Ансар ас-Сунна», то есть «Сторонники Сунны». Под знамя ИГИ переходили филиалы старой, или «исторической», «Аль-Каиды», как это произошло с «Аш-Шабаб» в Сомали, «Боко Харам» в Нигерии и т.д.

Там, где это было возможно, группировки, ассоциированные с ИГИ, создавали квазигосударственные образования – «исламские эмираты», которые были своего рода эксклавами «Исламского государства Ирака», – в городах Бенгази, Дерна, Эль-Бейда, Эль-Марадж, Шихат в Ливии; в городах Зинджибар, Аззан, Джиар (переименован в Вакар), Ридаа в Йемене, также в Йемене целых три провинции – Абйян, Шабва и Хадрамаут – были объявлены «исламскими эмиратами»; «Исламский эмират Шабелле» в Сомали; «Исламский эмират Туниса» в деревне Сежнан в Тунисе; «Исламский эмират Синая» в Египте и т.д.

По мере экспансии ИГИ на иракской территории, а в последующем на сирийской территории и после превращения ИГИ в 2013 году в «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ, араб. Ад-Дауля аль-исламийя фи-ль-Ирак ва-ш-Шам) «исламские эмираты» были созданы в сирийских Эр-Ракке, Джарабулусе и в иракской Эль-Феллудже и ряде других сирийских и иракских городов. Примечательно, что «исламские эмираты» создавались в зонах добычи нефти (ИГИЛ контролирует 60% нефтяных источников Сирии и контрабандно торгует нефтью с Турцией, Иорданией и Дамаском), а также по течению Тигра (Мосул, Тикрит в Ираке) и Евфрата (Джараблус, Эр-Ракка в Сирии, Эль-Феллуджа, Хадита в Ираке), что дало ИГИЛ возможность контролировать водные ресурсы двух государств, пожалуй, более дорогие, чем нефть.

12-4-4_t.jpg
На своих интернет-ресурсах боевики подчеркивают
значительный размер подконтрольной «Исламскому государству» территории.
Фото с сайта www.twitter.com/doulawiya

Своего рода «ноу-хау» ИГИ – создание по всему миру своих филиалов, действовавших как агитационно-рекрутинговые центры. Они назывались, как правило, с употреблением выражения «Shariah4» («Шариат для…»): «Sharia4Spain», «Sharia4Belgium», «Sharia4EU», Shariah4America, «Sharia4France», «Shariah4Holland», «Shariah4Hind» (Индия), «Sharia4Pakistan» и даже «Sharia4Tanjungbalai» (остров Бали, Индонезия). Там, где в силу каких-то обстоятельств невозможно было использование этого названия, в ходу другие: «Islam4UK» (Великобритания), «Millatu-Ibrahim» (араб. «Община Ибрахима», по названию салафитской мечети в Золингене, Германия), «MarkazAttawhid» (араб. «Центр единобожия», салафитский «культурный» центр в Льеже, Бельгия, де-факто является филиалом «Sharia4Belgium»).

Эти агитационно-рекрутинговые центры – как действующие открыто, так и нелегально в 80 (!) странах мира, смогли сформировать вооруженное «ядро» ИГИ–ИГИЛ – корпус иностранных моджахедов численностью до 20 тыс., являющихся главной ударной силой этого квазигосударства. Это – апатриды, не имеющие «корней» в Сирии и Ираке, для которых любая территория является одинаково чужой зоной для захвата и освоения. Этим они отличаются, скажем, от сирийских и иракских курдов или арабских племен Ирака и Сирии, которые неспособны к войне за границами зоны проживания. Характерно, что они мигрируют на территорию ИГИЛ целыми семьями, «с чадами и домочадцами», включая малолетних детей. ИГИЛ очень гордится тем, что в него «совершила хиджру» семья из Китая – три поколения в количестве 150 человек.

Возвращение в эпоху «праведных халифов»

29 июня 2014 года было провозглашено превращение ИГИЛ в «Исламское государство» (ИГ, араб. ад-Дауля аль-Исламийя), которое является «Исламским Халифатом» (араб. аль-Хиляфа аль-Исламийя), а «халифом мусульман», или «халифом Ибрахимом», был провозглашен Абу Бакр аль-Багдади (он же Ибрахим аль-Хашими аль-Хусейни аль-Кураши).

Многие эксперты сразу стали говорить о том, что «восстанавливается» Халифат, упраздненный Ататюрком в 1924 году. Но замысел тех, кто продвигает «Халифат» и «халифа Ибрахима», состоит в «подключении» к эпохе «праведных халифов» (араб. аль-Хуляфа ар-Рашидун, VII век). Если верить тому, как себя называет «халиф Ибрахим», то он принадлежит к племени Пророка (аль-Кураши означает принадлежность к племени курейшитов) и даже к роду Пророка (аль-Хашими означает принадлежность к роду хашимитов). Тем самым соблюдены главные условия, которым должен удовлетворять халиф и которым удовлетворяли четыре «праведных халифа». (Есть и факультативное условие, которому «халиф Ибрахим» удовлетворяет. Аль-Хусайни должно означать, что он является потомком Хусейна, внука Пророка. И, очень вероятно, это имя должно ориентировать шиитов на принятие «халифа Ибрахима» в качестве своего главы.) Соблюдены и другие обязательные условия: Абу Бакр аль-Багдади является мусульманином, он здоров и дееспособен. (Противники «халифа Ибрахима» утверждают, что настоящий Абу Бакр аль-Багдади тяжело ранен и покалечен, что исключало бы его провозглашение халифом, а вместо него выступает двойник.) Весьма примечательно, что в первом своем обращении к мусульманам «халиф Ибрахим» призвал мусульман со всего мира – инженеров разных специальностей, врачей, учителей и т.п. – совершать «хиджру» в «Исламский Халифат».

12-4-2_t.jpg
Принесение байата новому главе мусульман в мечети
сирийского города Манбидж. На минбаре вывешено знамя «Халифата»,
присутствующие вслед за хатибом повторяют
 клятву «слушать и повиноваться» Абу Бакру аль-Багдади,
провозглашенному «халифом Ибрахимом».
Фото с сайта www.twitter.com/iamabdullaahsan

После провозглашения «Халифата» и «халифа» в соответствии с шариатской процедурой все желающие или вынужденные к этому стали приносить байат «халифу Ибрахиму» или «Халифату», что одно и то же. Напоминаем, что ранее байат в той или иной форме многочисленные группировки принесли ИГИЛ, «правопреемником» которого является «Исламский Халифат». Прежде всего в мечетях на контролируемых ИГ территориях в Ираке и Сирии стали коллективно приносить байат «халифу мусульман».

Байат аль-Багдади стали приносить и целые джихадистские группировки в других странах – «Аль-Каида в странах Исламского Магриба» (араб. Аль-Каида фи-биляд аль-Магриб аль-Ислами), действующая в Северной и Северо-Западной Африке; «Аль-Каида на Аравийском полуострове» (араб. Аль-Каида фи-Джазира аль-Араб); «Джамаат сторонников ислама» (араб. Джамаа ансар аль-Ислам) в секторе Газа; «Совет сторонников шариата» (араб. Маджлис шура Ансар аш-Шариа) в Иордании; «Полк свободных людей Сунны» (Лива Ахрар ас-Сунна) в Ливане.

В начале июля 2014 года байат «Халифату» принесла мощная группировка «Сторонники ислама» (араб. Ансар аль-Ислам), действующая на севере Ирака и состоящая в основном, если не исключительно, из курдов и насчитывающая в своих рядах несколько тысяч хорошо обученных и опытных моджахедов, с начала нулевых годов воевавших против Саддама Хусейна, которые смогут повоевать против Ирана, на западные территории которого, заселенные суннитами, претендует «Халифат».

Некоторые подразделения конкурента ИГИЛ – ИГ «Фронта Ан-Нусра», участвовавшие ранее в вооруженных стычках с ИГИЛ на территории Сирии (вплоть до взаимного отрезания голов), выступили с покаянием (араб. тауба) и выразили байат ИГ. А в середине июля 2014 года командир «Фронта Ан-Нусра» аль-Джулани заявил о превращении «Фронта» в «исламский эмират». Совсем не исключено, что это подготовка к тому, что территории, контролируемые «Ан-Нусрой» в Сирии, вольются в «Халифат» в качестве одного из его «исламских эмиратов».

Из-за пределов арабского мира – из Индонезии и с Филиппин – также приходят свидетельства принесения байата «Халифату».

Есть и те, кто против «Халифата» и «халифа Ибрахима». Против выступила Партия исламского освобождения (ПИО, араб. Хизб ат-Тахрир аль-Ислами), у которой, как говорят арабы, «вырвали ковер из-под ног»: «Халифат» – это «бренд» ПИО. Протесты ПИО невнятны, они не шариатские (здесь им нечем крыть), а прагматические: мол, условия военных действий в Ираке и Сирии и разобщенность мусульман не являются благоприятными условиями для провозглашения Халифата. На это «халиф Ибрахим» мог бы ответить, что такие условия были в исламском мире всегда и нет никаких перспектив того, что тут что-то изменится к лучшему.

Международный союз мусульманских ученых (араб. аль-Маджлис аль-алями ли-ль-уляма аль-муслимин), возглавляемый Юсуфом аль-Карадави, объявил «не имеющими шариатской силы» провозглашение «Халифата» и «халифа». Основной довод: «законный» «Халифат» может быть результатом волеизъявления всех мусульман. На это Абу Бакр аль-Багдади мог бы ответить, что это – требовать невозможного: никогда в исламском мире не было единства по поводу «халифа». Даже в эпоху «Праведных Халифов». Провозглашение первым после смерти Пророка «праведным халифом» Абу Бакра привело к расколу мусульман на суннитов и шиитов, а праведных халифов Османа и Али убили мусульмане, несогласные с их выбором на этот пост. К тому же, как говорится, еще не вечер: процесс принесения байата «Халифату» и «халифу Ибрахиму» продолжается.

Практически сопротивляются «Халифату» саудиты. Они вывели на границу с Ираком 30 тыс. военнослужащих. Их опасения небеспочвенны: в Саудовской Аравии имеет место наследственная королевская власть (араб. мульк), а в исламе еще со времен «Праведных Халифов» Халифат как правильная форма государства мусульман противопоставляется неисламской власти королей (араб. мулюк, ед. ч. малик, как называется король Саудовской Аравии). Одно из направлений политической и территориальной экспансии «Исламского Халифата» – Аравийский полуостров с его монархиями. 


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Центробанк обещает не мешать росту экономики высокими ставками

Центробанк обещает не мешать росту экономики высокими ставками

Анатолий Комраков

Эльвира Набиуллина добилась симпатии большинства депутатов Госдумы

0
1004
Сбережения россиян не защитят ни рубль, ни доллар

Сбережения россиян не защитят ни рубль, ни доллар

Михаил Сергеев

Курс самой популярной валюты снизится, но ненадолго

0
2467
Российскому газу все сложнее конкурировать с американским

Российскому газу все сложнее конкурировать с американским

Ольга Соловьева

Соединенные Штаты восстанавливают добычу на сланцевых месторождениях

1
2147
Авиакомпания Lufthansa рассчитывает вернуться на прибыльный уровень в 2024 году

Авиакомпания Lufthansa рассчитывает вернуться на прибыльный уровень в 2024 году

0
556

Другие новости

Загрузка...