0
7130
Газета Интернет-версия

18.02.2015 00:01:00

Пастыри с мечом наперевес

Тэги: украина, конфликт, донбасс, военные священники, капелланы, украинская православная церковь, киевский патриархат, грекокатолики, протестанты


украина, конфликт, донбасс, военные священники, капелланы, украинская православная церковь, киевский патриархат, греко-католики, протестанты В Украине созданы целые подразделения армейских священников. Фото с официального сайта Министерства обороны Украины

«От имени Украинской православной церкви я призываю всех, кто называет себя христианином, немедленно прекратить убивать друг друга», – с таким обращением 11 февраля выступил митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский), представляющий в этой стране Московский патриархат. Напомним, неделей ранее глава Киевского патриархата Филарет (Денисенко) обратился к президенту США с просьбой о поставках вооружений для украинской армии.

Возможно, именно с подобной разницей в отношении к военным действиям в Донбассе связана заметная диспропорция числа армейских священников от разных конфессий в дислоцированных там украинских частях. Как сообщил «НГР» (см. номер от 03.12.14) заместитель Синодального отдела УПЦ МП по взаимодействию с Вооруженными силами и другими воинскими формированиями Украины архимандрит Лука (Винарчук), в зоне АТО есть лишь один капеллан, представляющий эту крупнейшую по числу приходов религиозную организацию страны. Совсем иная ситуация с клириками Киевского патриархата, который уступает УПЦ МП в несколько раз по числу приходов. «Тех, кто официально прошел через назначение Генерального штаба Вооруженных сил, примерно 15 капелланов. А вообще около 40 человек, а может, и больше», – сообщил в декабре журналистам патриарх Филарет.

Несколько скромнее на первый взгляд количество в зоне АТО военных священников Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), по числу приходов вполне сравнимой с Киевским патриархатом. «Там уже побывали 12 наших капелланов, сейчас в зоне АТО  их 10», – сообщил 22 июля 2014 года информагентству «Укринформ» замруководителя Департамента патриаршей курии УГКЦ по делам душепастырства силовых структур Украины священник Любомир Яворский. Цифру в 12 греко-католических капелланов, находящихся в зоне АТО, назвал в сентябре сайту iPress.ua и секретарь Синода епископов УГКЦ епископ Богдан Дзюрах. «Когда после начала боевых действий мы обратились к священникам с предложением стать капелланами, то немного желающих согласилось, потому что одно дело работать в миру, а другое – идти на фронт», – пояснил Дзюрах.

Однако клирики УГКЦ представлены на фронте и в другом качестве. «Есть капелланы, которые представляют официальные капелланские службы Украинской греко-католической церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата, а есть те, кто представляет наш отдел помимо этих официальных служб», – заявил 10 февраля с.г. на пресс-конференции в Днепропетровске священник УГКЦ Николай Мединский, руководитель отдела военных священников в «Добровольческом украинском корпусе «Правого сектора». Мединский, получивший известность год назад как «капеллан майдана» и гордо носящий прозвище Железняк в честь культового среди украинских националистов устроителя Уманской резни 1768 года, в сентябре 2014 года уже получал предупреждения со стороны священноначалия УГКЦ за свою активную деятельность в формированиях «Правого сектора» (признанного экстремистским и запрещенного в России). Однако ни для него, ни для окормляющих вместе с ним отряды националистов-клириков УГКЦ, таких, например, как главный капеллан «Тризуба имени Степана Бандеры» (признанного экстремистским и запрещенного в России) священник УГКЦ Петр Буряк, это не является весомым доводом, ведь, по словам Буряка, сейчас с востока «азиатская орда пришла уничтожить» Украину. Однако они подчеркивают, что среди капелланов «Правого сектора» есть не только греко-католики, но и православные, и римско-католические священники (например, в батальоне корпуса, который воюет в поселке Пески близ донецкого аэропорта, есть францисканец), и протестанты. Всего в четырех фронтовых и нескольких запасных батальонах корпуса несут служение около 20 клириков.

Гораздо более многочислен созданный в июле Первый батальон военных капелланов. Как сообщил 22 января с.г. сайту ProChurch.Info создатель батальона, пастор киевской пятидесятнической Церкви «Скиния» Игорь Оклик, в его соединении «уже около 40 человек». Помимо «Скинии» создание батальона, как сказано в сообщении в его группе в Facebook, «поддержали две Церкви «Новое поколение» в Киеве (пастором одной является Сергей Орешник, второй – Игорь Лемещук), а также Церковь «Спасения» (Бровары), Церковь «Виноградник» (Киев)… и «Слово жизни» (Белая церковь)». Как сообщил 22 января Оклик Религиозно-информационной службе Украины (РИСУ), он набирал своих служителей прежде всего среди протестантов, поэтому в батальоне представлены «в основном баптисты, пятидесятники, харизматы».

В феврале с.г. под Днепропетровском открылась школа военных капелланов, связанная с Первым батальоном. «Обучение, – сообщил телеканал ТВi, – будет проходить на базе украинской христианской Церкви «Новое поколение» в городе Першотравенске Днепропетровской области». Телеканал привел и слова старшего епископа Церкви Андрея Тищенко: «Большинство студентов этой школы – наши простые прихожане».

Помимо Первого батальона военных капелланов, сообщил РИСУ Игорь Оклик, есть и еще один, который, по его словам, «организовали люди из пятидесятнической Церкви, отдельно от нас». Об этой части, впрочем, мало что известно в отличие от Первого батальона, целый ряд представителей которого –  Оклик, диакон киевской церкви «Дом небесного архитектора» Олег Маринченко, диакон киевской Церкви «Возрождение» Валерий Педченко, служитель одесской реформатской Церкви Возрождения Александр Пастух – регулярно появляются в репортажах украинских СМИ.

Несколько протестантских пасторов находятся на фронте, но уже в качестве военнослужащих. Например, пастор луганской Церкви «Живое слово» Олег Реута, служивший в батальоне МВД «Днепр-1» и погибший в Песках в ночь с 23 на 24 ноября 2014 года, или пастор Церкви «Новое поколение» в городке Петропавловске Днепропетровской области Вячеслав Черный, ранее сержант ВДВ, в марте 2014 года поступивший добровольцем на службу в 25-ю бригаду ВДВ и занявший там пост командира отделения. Самый, конечно, нашумевший случай представляет собой история пастора мариупольской «Церкви добрых перемен» Геннадия Мохненко, который не только сам взял в руки автомат, но активно агитировал в пользу войны в Донбассе. Не уступают ему в воинственности и клирики «Правого сектора». Как заявил Николай Мединский, «в левой руке капеллан держит меч веры, а иногда приходится в правую брать и меч двуручный».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
293
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
379
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
302
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
264

Другие новости