0
3959
Газета Печатная версия

21.06.2017 00:01:00

Как перестать бояться ислама и продолжать жить

Востоковед советует при встрече с мусульманами не поддаваться фобиям

Тэги: ислам, исламофобия, ксенофобия, коран, джихад, иг, варвара караулова, терроризм, пропаганда



10-15-3.jpg











Алексей Малашенко. Надо ли бояться ислама? – М.: Весь мир, 2017. – С. 143.

О том, что страх не рождает силу, автору рецензии когда-то в личной беседе сказал один известный среди трудовых мигрантов таджикский общественный деятель. А на вопрос, надо ли бояться ислама, известный российский исламовед Алексей Малашенко отвечает по ходу своего текста много раз. «Ислам остается в презумпции своего превосходства, и диалог с ним непрост», «Ислам в политике – это серьезно», «Коран целеустремленнее Библии», «Поликонфессиональность стоит недешево»… От окончательного ответа на заданный им самим вопрос Малашенко воздерживается, поскольку его задача – не готовые ответы, а приглашение читателя к размышлению. «Хотите бойтесь, хотите нет. Но при всем том старайтесь понимать» – так заканчивается послесловие к книге.

По пути к этим словам читатель знакомится с тем, чего, по мнению обывателя, стоит бояться в исламе и мусульманах: начиная от истории завоевательных походов арабов в Средние века и заканчивая запрещенными в России террористическими группировками «Имарат Кавказ», «Джебхат ан-Нусра» и самой одиозной из них – «Исламским государством» (ИГ). Последователи четырех традиционных мазхабов ислама не считают эти структуры частью ислама. В отличие от автора книги, который подводит к мысли, что даже отрезающий голову живому человеку боевик – тоже мусульманин. Но этого боевика надо не просто бояться. Надо понимать, как и почему в ИГ попадают люди.

Поскольку работа адресована прежде всего российскому читателю, в книге дан краткий, но очень занимательный экскурс в историю постсоветского джихадизма. Рассматривая джихадизм – политическое террористическое явление XX–XXI веков, автор отделяет это явление от джихада коранического. Cвои преступления всевозможные бен ладены обосновывают Кораном и Сунной. Джихадистами не рождаются, а становятся. Искать потенциального Бен Ладена в толпе сегодня – дело почти бесперспективное. Трудовые мигранты из Средней Азии, чеченцы, дагестанцы – давние объективации обывательских фобий насчет ислама – при всей своей «неприятности» для обывательского взгляда могут быть законопослушными гражданами и благочестивыми мусульманами. А в рядах исламистов-террористов при этом могут оказаться совершенно неожиданные люди. Вроде юной москвички из элитной семьи, студентки престижного вуза, знающей три европейских языка.

Начиная с этого момента позволим себе подискутировать с автором книги, с его идеей, что у терроризма в России прежде всего социальные корни. Набившая оскомину история Варвары Карауловой – всего лишь подтверждение давно выявленной тенденции, что не стоит обосновывать появление и распространение влияния ИГ и «Аль-Каиды» социальными причинами и классовой борьбой. Ликвидированный в 2010 году лидер «Нурлатского джамаата» в Татарстане Руслан Спиридонов был представителем золотой молодежи – сыном районного прокурора. Уничтоженный три с половиной года спустя после Спиридонова дагестанский террорист Ибрагим Гаджидадаев, аварец по национальности, – близкий или дальний родственник около четверти дагестанских политиков и чиновников. Что и говорить, подозреваемый в финансировании ваххабитов соплеменник Гаджидадаева Сайгид Муртазалиев тоже в прошлом не вагоны разгружал…

Всего этого в книге Малашенко нет. Автор как раз допускает, что в «лес» или на войну в Сирию можно уйти от социальных причин – коррупции, социального неравенства и других негативных реалий. К примеру, из-за того, что ты – дагестанский дальнобойщик, а тебя российская власть в один прекрасный день «радует» системой «Платон». Автор также поясняет, что не все обитатели «леса» и сторонники «халифа» ИГ аль-Багдади – сплошь головорезы. Среди них есть те, для кого возвращение в нормальную жизнь еще не заказано. Малашенко рекомендует российским властям и обществу диалог с явлением, которое для краткости и ясности в российских СМИ именуют ваххабизмом, а сам автор – нетрадиционным исламом. А если не диалог, то понимание того, что террористов-джихадистов не сбросили когда-то с парашютов самолеты вражеских разведок. По мнению автора, врага надо не только знать в лицо, но и тщательно изучать. Тогда вместо страха придут ощущение уверенности в себе и силы справиться с вызовом терроризма.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Город-звезда должен развиваться одновременно по всем направлениям

Город-звезда должен развиваться одновременно по всем направлениям

Татьяна Попова

Общественные пространства модернизирнизируют комплексно, в рамках сразу нескольких программ

0
483
Иран усложнил снятие санкций своими же высокими требованиями

Иран усложнил снятие санкций своими же высокими требованиями

Данила Моисеев

Седьмой раунд переговоров по восстановлению "ядерной сделки" может стать не последним

0
475
Оппозиция Украины требует назначить парламентские выборы на 2023 год

Оппозиция Украины требует назначить парламентские выборы на 2023 год

Татьяна Ивженко

В середине первого президентского срока Зеленскому пытаются закрыть путь ко второму

0
483
Саакашвили из обвиняемого пытается стать обвинителем

Саакашвили из обвиняемого пытается стать обвинителем

Юрий Рокс

Соратники экс-президента Грузии считают, что его сводят с ума

0
477

Другие новости

Загрузка...