0
7146
Газета Печатная версия

04.07.2018 00:01:00

Саудовская Аравия легализовала женщин-муфтиев

Мусульманка больше нуждается в феминистическом богословии, чем та же католичка

Тэги: саудовская аравия, феминизм, ислам, муфтии, женщины, общество, реформы


саудовская аравия, феминизм, ислам, муфтии, женщины, общество, реформы Женщина – мусульманский ученый вхожа в такие интимные сферы, куда мужчине-имаму вход часто заказан. Кадр из видео YouTube

В 2014 году президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси призвал официальное мусульманское духовенство страны улучшить имидж ислама в мире. Как сообщает ReligionNews, за последние три месяца религиозные власти Египта предоставили женщинам больше возможностей участвовать в духовной сфере общественной жизни. Теперь женщинам позволено проповедовать в мечетях и давать религиозные уроки в школах, служить в правлении комитетов при мечетях, исполнять нашиды, в том числе вместе с мужчинами. По данным египетского Министерства вакуфов, около 70% мечетей располагают отдельными молитвенными зонами для женщин. Но проповеди женщин были официально разрешены государством.

Как информирует The Gazette, желание продвижения женщин в религиозной сфере исходит из доктрины ученых из исламского университета «Аль-Азхар» в Каире по усилению борьбы с псевдоисламским экстремизмом и терроризмом. Член Высшего совета Египта по исламским делам Абдул Гани Хинди пояснил: шаги по расширению прав женщин основаны на признанных в прошлом принципах ислама, а истинный ислам укрепляет статус женщин. Хинди отметил, что власти стараются узнать больше о взглядах женщин на работу мечетей. В настоящее время в Египте общее число женщин-проповедниц достигло почти 300. Как сообщает панарабский сайт Al-Monitor, проповедницы в течение года изучали Коран, хадисы, суннитское право и посещали курсы проповедей при Министерстве вакуфов. Проповедницы начали свою деятельность в начале Рамадана - 15 мая с.г, некоторые из них получили назначения в крупные мечети в Каире. В ближайшие годы в Египте планируют подготовить еще около 2000 проповедниц. Их деятельность также предполагает выезды в отдаленные деревни и общение на тему ислама с сотрудницами госучреждений. Al-Monitor уточняет: проповедницам пока что рекомендовано учить женщин соблюдать саум – мусульманский пост и сосредоточиться в проповедях на этике, вере и гуманитарных науках. Власти также установили ряд тем, которые они должны избегать в обсуждении: например, религиозный экстремизм и сбор пожертвований.Проповедница и мусульманская телеведущая Вафаа Абдель Салам утверждает: роль ее коллег заключается в том, чтобы познакомить женщин с умеренным исламом. Абдель Салам рада своему назначению – по ее словам, «свершившейся мечте». Она считает, что мусульманке комфортнее общаться с проповедницей, чем с имамом-мужчиной. Египетская домохозяйка Хала Султан заявила изданию GulfNews, что ранее при посещении мечети она не могла задать имаму сугубо женские вопросы, так как смущалась. А теперь смущения Халы Султан как не бывало: проповедь в мечети читает такая же женщина, как она. В Королевстве Саудовская Аравия (КСА) пошли дальше Египта. Как сообщает WashingtonPost, член Высшего религиозного совета КСА Абдулла аль-Мутлак заявил, что женщины могут издавать фетвы, то есть быть муфтиями. «Женские» фетвы, по словам Мутлака, будут касаться прав и интересов мусульманок. По сведениям GulfNews, Мутлак считает, что назначение женщин-экспертов в совет шариатских богословов позволит им вместо мужчин заниматься такими вопросами, как менструация или послеродовая депрессия, так как они лучше осведомлены в подобных вопросах. Он пояснил, что в хорошо зарекомендовавших себя университетах имеются женщины-специалисты с хорошим знанием религии и те, у которых есть медицинский опыт. Согласно ArabNews, при голосовании в Меджлисе аш-Шура – консультативном органе при короле КСА в пользу разрешения женщинам издавать фетвы было отдано 107 голосов из 150. Была одобрена рекомендация Постоянному комитету КСА по научным исследованиям и фетвам открывать независимые секции для женщин. Решение Меджлиса аш-Шура приветствовали специалисты по исламскому праву и юриспруденции, а также большинство населения. ArabNews приводит слова cпециалиста по шариату Аль-Биши, который говорит, что итог голосования совпал с ренессансом Саудовской Аравии в социальной и экономической сферах, культуре, науке и юриспруденции. Одобренная Меджлисом аш-Шура рекомендация открывает новые горизонты для решения проблемы безработицы среди женщин, гарантируя женщинам право на гибкую и безопасную рабочую среду.

В отличие от исламских общин Египта и КСА католикам ожидать расширения участия женщин в работе духовенства в ближайшие годы точно не придется. Как пишет CruxNow, папа Римский Франциск на вопрос об ординации – рукоположении женщин в священники ответил: женщинам необходимо дать роль в деятельности церкви, но разрешить их ординацию догматически невозможно, так как папа Иоанн Павел II ранее ясно высказался по этому вопросу, и сам Франциск не будет дискутировать по этому поводу. Тем не менее понтифик отметил, что хотел бы видеть в римской курии больше женщин. В апреле с.г., сообщает ChristianPost, в Конгрегации защиты доктрины веры появились три женщины-богослова. А в позапрошлом году Франциск создал комиссию по изучению роли женщин в церкви с возможностью того, что в итоге женщинам разрешат стать диакониссами. По результатам опроса Pew Research Center, только в США поддерживают идею женского католического духовенства 59% опрошенных католиков. Эта идея популярна среди молодой католической интеллигенции и, что интересно, тех, кто посещает мессу реже, чем еженедельно. Но Бенджамин Кнолл из Центрального колледжа в городе Дэнвилл, штат Кентукки, и Кэмми Джо Болин из Джорджтаунского университета в штате Вашингтон считают: реальные цифры поддержки женского священства куда ниже. По словам ученых, респонденты часто не бывают откровенными, когда проводится интервью по телефону. Кнолл и Болин заявляют: когда они опрашивали респондентов о женском католическом священстве напрямую, «за» высказалось более 70% католиков, а когда косвенно – всего около 15%. Вывод исследователей: примерно половина американских католиков при телефонном опросе могут одобрить идею женского священства, а на самом деле быть против него.

Видно, что даже такой оплот консервативного ислама, как КСА, стремится улучшить свой имидж, допустив женщин до «святая святых» ислама – издания фетв. Католички вряд ли могут мечтать о том, чтобы читать за мессой свои проповеди. Во время понтификата Франциска уж точно.     


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Франция отказалась от повышения пенсионного возраста

Франция отказалась от повышения пенсионного возраста

Надежда Мельникова

Главная реформа Макрона отложена на неопределенный срок ради принятия бюджета и сохранения правительства

0
1383
Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Как российский человек по капле выдавливает из себя советского

Опрос ВЦИОМ показал, что запрос на "сильную руку" уже не так актуален

0
1291
Инициаторов делийского теракта ищут в Индии и Пакистане

Инициаторов делийского теракта ищут в Индии и Пакистане

Владимир Скосырев

В организации взрывов подозревают боевиков-исламистов

0
1299
«Города надежды» – основа развития регионов России

«Города надежды» – основа развития регионов России

Елена Безденежных

Создание комфортной среды проживания требует консолидации усилий бизнеса и государства

0
1289

Другие новости