0
7004
Газета Печатная версия

04.06.2019 17:20:00

Дух Чингисхана овладевает Сибирью

Народные верования претендуют на руководящую и направляющую роль в регионах

Тэги: тенгрианство, шаманизм, буддизм, атилла, чингисхан, ататюрк, тува, бурятия, якутия, религия, политика, тюркский мир


тенгрианство, шаманизм, буддизм, атилла, чингисхан, ататюрк, тува, бурятия, якутия, религия, политика, тюркский мир Глава Тувы Шолбан Кара-оол (в центре) и сам принял участие в освящении вершины Бай-Тайга, и ждет того же от своих преемников. Фото cо страницы Шолбана Кара-оола в «ВКонтакте»

Глава Тувы Шолбан Кара-оол внес в Верховный хурал (парламент) законопроект о том, чтобы каждый руководитель республики обязательно совершал церемонию освящения горы Бай-Тайга – священной как для буддистов, так и язычников вершины на Алашском плато. «Руководители Тувы и после меня обязаны будут посещать пять главных вершин Тувы и с определенной периодичностью участвовать в их освящении от имени народа», – высказался Кара-оол. Эксперты считают: власти Тувы, оказывая знаки внимания буддизму, в то же время культивируют в республике тенгрианство – архаическую религию времен Чингисхана и предводителя гуннов Атиллы.

«Личная религиозная приверженность главы Тувы не будет играть роли для общественности, если он, уважая традиции тувинского народа, на священных горах совершит вместе со всеми тенгрианский обряд, – сказала «НГР» исполнительный директор якутского фонда «Проектная компания «Земля олонхо» Лена Федорова. – Тенгризм спокойно воспринимает буддизм, христианство, ислам, иудаизм и другие религии. Вспомните Чингисхана, который брал под защиту служителей всех культов».

По словам Федоровой, покровительство, которое оказывает тенгрианству в Якутии глава республики Айсен Николаев, не мешает Николаеву оставаться православным верующим. «Айсен Николаев глубоко уважает веру своего народа. Как руководитель республики, он исполняет волю и чаяния граждан. Национальная элита якутов – люди, которые глубоко чтят историю, традиции и веру своих предков. Саха – титульный народ республики, который желает исповедовать религию предков, иметь традиционные культовые площадки, дома, объекты, поэтому они обращаются к властям за содействием. Культовые объекты РПЦ – храмы, соборы, духовные семинарии – занимают самые лучшие центральные участки в Якутске, Мирном, Алдане, других городах. Вопросы их строительства, содержания решаются незамедлительно. Другое дело, если речь идет о выделении участка под якутское традиционное культовое здание в центре города, финансировании строительства и его содержании. Эти вопросы решаются очень сложно, власти не всегда могут найти оптимальные решения, вовремя оказать поддержку. Из-за этого со стороны местного населения растет недовольство, перерастающее в клубок всех нерешенных социально-экономических проблем. Поэтому в последние годы власти вынуждены активнее устанавливать контакты с лидерами национальных движений».

Интерес общества в Туве, Бурятии, Якутии, других регионах к тенгрианству связан с нарастающим пробуждением национального самосознания, потребностью сохранения собственной национальной идентичности, сохранения культуры и традиций, говорит Лена Федорова. «Процессы возрождения тенгризма идут в Республике Алтай. Есть группа, проповедующая тенгрианскую религию, но в экспертном совете при управлении алтайского Минюста, да и в целом в республике, нет квалифицированных религиоведов. Имеющиеся специалисты не имеют достаточных знаний и дают некомпетентные ответы, и, как правило, на основе их заключения следует отказ в регистрации».

Эксперт просит разделять тенгрианство и бытующие на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке шаманские культы. «26 мая в Бурятии открыли храм «Тэнгэри Ордоон». Открывшая храм организация – шаманская, но шаманизм и тенгризм – разные понятия. В свое время элементы тунгусского шаманизма внедрились в тенгризм. Представители той части населения Бурятии, которая исповедует эти смешанные с тенгризмом шаманские верования, создали эту организацию. Считать, что власти Бурятии, поддерживающие подобные организации, решили опираться на тенгризм, – в корне неверно. Другое дело, если среди представителей власти, национальной элиты бурятского народа, общественности есть те, кто действительно проповедует религию Чингисхана. В Бурятии таких тенгрианцев достаточно, чтобы официально зарегистрировать свою организацию».

«Освящение сакральных для буддистов Тувы пяти горных вершин Алашского плато – изначально тенгрианский обычай, – сказал «НГР» востоковед Николай Абаев, профессор Тувинского госуниверситета. – Культ священных гор, как и культ огня, – основополагающий элемент тенгрианства. Ему около 10 тысяч лет. Это общий возраст существующей по сей день в Алтайско-Саянском регионе горно-таежной цивилизации, в центре которой – Тува. В Бурятию буддизм пришел из Тибета, а в Туву – из Бактрии, исторической области между Гиндукушем и Ферганской долиной. В древнем Иране бактрийский буддизм вошел в органичный синтез с зороастризмом. В Туве, Бурятии, Горном Алтае произошло органичное соединение тенгрианства и буддизма. Гора Сут-Холь в западной Туве, где находится священное для тувинцев высокогорное озеро Холь, – священная для буддистов Мировая гора Сумеру».

Как говорит эксперт, для современных тувинцев и бурятов тенгрианство значит то же самое, что и для их предков во времена Чингисхана. «Чингисхан родился в России, в Забайкалье. Он осуществлял то, что сейчас мы называем евразийской интеграцией, – рассказывает эксперт. – Чингисхан через Монгольскую империю распространил тенгрианство на всю Евразию. Империю Чингисхана строили предки тувинцев, бурят, калмыков и алтайцев – урянхайцы и ойраты. Урянхайцем был Субудай, правая рука и друг Чингисхана. В современном тенгрианстве Чингисхан – верховный жрец и при этом бог, сын Вечного Неба. При потомках Чингисхана буддизм в Монгольской империи стал такой же интегрирующей религией, как и тенгрианство. Но при этом религия Будды Шакьямуни не уничтожила культ Тенгри, а органично впитала его в себя».

Абаев напомнил, как в феврале с.г. называющий себя верховным шаманом России Артур Цыбиков сжег несколько верблюдов в городе Ангарске Иркутской области. «Ойратское тенгрианство в глубокой древности подверглось сильному влиянию первобытных культов, которые принесли с севера тунгусы, или эвенки. Живучесть этих культов в Бурятии и полное отсутствие их в Туве объясняется просто: в Бурятии есть эвенкийское население, а в Туве его нет. Равнинная Бурятия – максимально открытый для миграционных потоков регион еще со времен Чингисхана. А тувинцы и алтайцы, закрытые от миграций горами, хранят тенгрианство в чистом виде, в каком оно существовало несколько тысяч лет назад и еще не слилось с буддизмом. На Алтае влияние буддизма на тенгрианство меньше, чем в Туве».

Востоковед напомнил, что Алтай считается мифологической прародиной всех тюркско-бурятских народов. «В начале XX века идеологи пантюркистского движения в Турции мечтали, чтобы Алтай стал центром будущего государства всех тюрок с границами от Босфора в Европе до Тихого океана в Азии, – продолжает Абаев. – Как константу своей идеологии пантюркисты из турецкого общества «Единение и прогресс» использовали тенгрианство. Взятый Мустафой Кемалем Ататюрком курс на светское развитие Турции – во многом наследие тенгрианских традиций, которые молодой Ататюрк почерпнул из младотурецкой литературы. Почитаемая пантюркистами мифическая страна Эргенекон – это Тува, Хакасия и Алтай. По-тувински Эргенекон звучит как Эргене-Хун, «крутой хребет». Возникшее на идеях ведущего тюркского просветителя Олжаса Сулейменова государство Казахстан – изначально не мусульманская страна, а тенгрианская, где ислам должен был быть в неразрывной гармонии с культом Вечного Неба».

Тенгрианство для тюркско-монгольских националистов – то же самое, что и славянское неоязычество для националистов русских, сказал «НГР» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. «В Киргизии живет идеолог современного тенгрианства, называющий себя Элери Битикчи, – говорит эксперт. – Он считает, что тенгрианство возвращает тюрок к их сакральной этнической основе, которую тюрки потеряли, приняв ислам. В видеороликах казахского движения Tengri Ultras идет агрессивная пропаганда против ислама. По подсчетам Элери Битикчи, в 2014 году в шестимиллионной Киргизии тенгрианцев было всего 12 тыс. человек. В Средней Азии тенгрианство – удел настроенных против ислама маргиналов». «Но оно имеет серьезный отклик у тюркской интеллигенции, например в Татарстане, Башкортостане и других регионах России», – предупредил Ярлыкапов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Социальную необходимость мигрантов будут проверять

Екатерина Трифонова

Верховный суд РФ выдал ориентир для решений о выдворении иностранцев

0
969
В КНР протесты против кремации вылились в протесты против Компартии

В КНР протесты против кремации вылились в протесты против Компартии

Владимир Скосырев

Стремление властей отучить жителей страны от обычая хоронить в земле приводит к волнениям с политическим оттенком

0
1166
Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Президент России обеспокоен нестабильностью украинского государства...

Иван Родин

Стратегия национальной политики должна принести результаты

0
957
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
1898

Другие новости